Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИА "НОВОСТИ": В лагерь в шапочке монаха: за что ослеп советский философ. Мало кто знает, что философ Алексей Лосев принадлежал к ИПЦ и "советским" не был


Тридцать лет назад скончался Алексей Федорович Лосев. Легенда советской философии, доктор филологических наук, профессор, лауреат Ленинской премии и тайный монах, он не только до конца жизни был единственным оставшимся в СССР представителем русской религиозно-философской школы, но и привел к вере многих своих учеников. Как ему это удалось — в материале РИА Новости.

В июне 1929 года Алексей Лосев и его жена и помощница Валентина Соколова приняли тайный постриг с именами Андроник и Афанасия. Перед постригом она написала в дневнике: "Предстоит мученичество за исповедование Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества". Постриг их афонский старец архимандрит Давид, а через год Лосева арестовали.

Домашняя церковь

Лосева часто видели в церкви. В народе его даже прозвали Алексей Звонарь — он читал псалтырь, звонил и помогал в Воздвиженском храме на Маросейке. Но в 1927 году появляется знаменитое послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) "Об отношении Православной российской церкви к существующей гражданской власти", положившее начало многолетним раздорам среди верующих. Лосев позицию Сергия не принял — и после этого, даже став монахом, в храм не ходил.

"Насколько я знаю, он действительно с тех пор не был связан с Церковью, в храмах Московской патриархии не причащался и не посещал их, дома принимал у себя только некоторых избранных священников. Есть свидетельство отца Павла Флоренского, что он сам дома служил литургию", — рассказывает заместитель декана философского факультета МГУ по научной работе Алексей Козырев.

Лосев был соловьевцем — последователем идей великого религиозного мыслителя и мистика Владимира Соловьева. Его учение о смысле любви многих сподвигло на "белый брак" — супружество без интимной близости.

Как спастись в России

"В школе старший друг, почти учитель, дал мне почитать только что вышедшую книгу Лосева "Дерзание духа" — сборник его бесед с учениками на разные темы. И только потом, в институте, я услышал о нем как о православном мыслителе и монахе, узнал, что шапочка, которую он носил, — дань вовсе не академической традиции, а его монашескому выбору. Что он не просто последний большой философ советского времени и даже не просто христианин, прошедший ссылку и лагерь, а подвижник, избравший монашеский путь и оставшийся верным ему до конца", — вспоминает председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Пример Лосева, по его словам, может стать ответом на популярные сегодня в православной среде сетования о том, что и "Церковь не такая", и "в стране все плохо", и "как спастись, когда все так". "Алексей Федорович, который пронес веру через все советское время, показал, что спасение зависит не от места, а от самого человека! Он сам по себе ответ на все причитания такого рода", — убежден Легойда.

Свою знаменитую шапочку, в которой он запечатлен практически на каждой фотографии, Лосев носил с момента публикации "Диалектики мифа". Эта книга привела супругов сначала в тюрьму, а потом в лагерь, на Беломорканал, где Лосев начал слепнуть. К концу жизни он различал только свет и тьму.

Все — ради веры

"Красной тряпкой для советской цензуры" называет этот фундаментальный труд Алексей Козырев. Именно в нем Лосев говорит, что молиться в храме при электрическом свете — настоящая ересь, а идея монархии так же соотносится с православием, как храмовая просвирня с Божественной литургией.

"Он мыслил себя человеком, готовым пойти на подвиг. И его поведение перед арестом свидетельствует, что это было стремление до конца исповедать православную веру. Особенно если учесть, что официальная Церковь тогда пошла на компромисс с властью", — рассуждает замдекана философского факультета.

Но на этом пути Лосев не был одинок. Козырев упоминает математика Дмитрия Егорова, близко знакомого с Лосевым. Он отказывался читать лекции в аудиториях, устроенных в православных храмах, был арестован и умер в тюремной больнице. А знаменитый физиолог Иван Павлов по воскресеньям демонстративно ходил в храм, показывая, что не согласен с большевиками и их политикой по отношению к верующим. Учитель Лосева Павел Флоренский, расстрелянный в 1937 году на Соловках, даже работая в военной лаборатории, не отрекся от священства, а до этого совершал дома службы и устраивал  крестный ход у себя в Сергиевом Посаде.

О чем говорят в столовой

"Мы с друзьями, когда воцерковлялись, тоже читали у Лосева о том, что молиться в храме с электрическим светом нельзя. Знаете, это особенное, трепетное отношение к живому в Церкви, может быть, не бесспорное, но очень личное. И как в древности отцы Церкви на рынке спорили о догматах, мы в столовой обсуждали вопрос света в храме", — с улыбкой вспоминает Легойда.

Сегодня он преподает в МГИМО культурологию и в рамках своего курса опирается на труды монаха-философа. И любит повторять своим студентам, что очень сложно считать себя образованным человеком, видя в дневниковых записях Лосева: "Когда мне не спится, перевожу на древнегреческий что придется, стих, поэмы, газетные вырезки".

"Вот это уровень. Мало кому сейчас это подвластно", — говорит председатель синодального отдела.

Алексей Михеев,

РИА "НОВОСТИ", 29 мая 2018 г.



 

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования