Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОРТОДОКСИЯ.РУ": Возможно ли в России отделение веры от государства? Лев Регельсон: «Главным "предметом веры" в России по-прежнему остается Государство»


Для России вариант дистанцирования религии от государства явно не подходит. Архетип России – священный, то есть религиозный Орден. Смысл ее существования – священная война, а идеалы для этой войны задает религия.

Ввиду того, что в состав России в процессе оборонительных и наступательных войн вошли разные этносы, какая-то имперская веротерпимость необходима – но при условии одной, абсолютно доминирующей конфессии. Самым нетерпимым в этих условиях является плюрализм внутри господствующей конфессии. Яркий исторический пример – старообрядчество, в более слабой форме - баптизм или "альтернативное Православие". Попытка создать универсальную "нерелигиозную имперскую религию" – коммунизм, закончилась исторической неудачей.

Образовался глубокий вакуум идеологии для военной мобилизации - сейчас пытаются заполнить его Православием. Точнее, тем, во что оно превратилось в эпоху господства коммунизма. А превратилось оно в деморализованную прогнившую секту, которая без прямой поддержки государства быстро распадется на враждующие между собой "осколки". Святое Православие мучеников – стало мощной, но метафизической, потусторонней реальностью: на земной поверхности его не осталось. В силу этого, ввиду дефицита позитивных ценностей, имперская религиозная мотивация становится "негативной": отталкивание от "порочных ценностей" стратегических противников, которые рассматриваются как носители "тайны беззакония"... При этом огонь религиозного чувства, хотя и в негативной форме – сосредоточен на "антихристе": по отношению к Богу и Его ценностям преобладает равнодушие, с формальным соблюдением обрядов. Но равнодушие - хуже ненависти: ненависть, это энергия, которая может "поменять знак" (от ненависти к обожествлению антихриста!), а из мертвенного равнодушия не может вырасти вообще ничего.

Главным "предметом веры" в России по-прежнему остается Государство как таковое – но его этическая, духовная основа находится в критическом, точнее, в агонизирующем состоянии. Как будет религиозный орден, воплощенный в Российском Государстве, выходить из этого всемирно-исторического тупика, пока не ясно. Но изменение архетипа – на западный архетип торгово-промышленного правового сообщества, в котором государство носит чисто служебные функции – практически нереально. Все эти "правовые начала" в российском контексте: пустой звук – в лучшем случае метафора для обозначения неписанного, но общепризнанного "орденского Устава". Или, как вариант: понимание права как Закона воровского сообщества, единственной в этих условиях альтернативы Государству. Или – не альтернативы, но симбиотического дополнения – что мы как раз имеем в настоящее время...

На что сейчас можно надеяться? Только на одно: НЕВОЗМОЖНОЕ ЧЕЛОВЕКАМ – ВОЗМОЖНО БОГУ. Какие- то необычайные события должны произойти, чтобы глубоко ушедшая под воду Святая Русь – вновь поднялась на историческую поверхность…

Лев Регельсон,

"ОРТОДОКСИЯ.РУ", 7 марта 2018 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования