Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КРЫМ.РЕАЛИИ": Религия по законам войны: как УПЦ МП влияет на украинцев



«Российская православная церковь является инструментом «властной вертикали» России, а ее филиал ? УПЦ (Московского патриархата) в Украине ? является источником враждебной идеологии». Такие острые оценки уже давно стали украинским мейнстримом. Все чаще можно услышать требования о запрете деятельности Украинской православной церкви (Московского патриархата) на территории Украины или, по крайней мере, требования назваться своим «настоящим именем» ? Российской православной церковью. Все больше украинцев чувствуют не только на западе или в центре Украины, но и на юге, что представители УПЦ (МП) разошлись в политической лояльности с большинством своей паствы. Поэтому переход приходов в Украинскую православную церковь Киевского патриархата становится все более частым явлением.

Наиболее громкие события последнего времени вокруг УПЦ (МП): протесты против незаконно построенной часовни возле фундамента Десятинной церкви в Киеве, куклы под храмами УПЦ (Московского патриархата) в Запорожье, поджог часовен, принадлежащих УПЦ (МП) во Львове и Киеве в 2017 году и в феврале этого года (надпись «ФСБ» на стене подожженной часовни во Львове не оставляет сомнений ? это политическая акция).

Кроме того, новые подробности о том, как действовали православные священники в подчинении Москвы в оккупированном Крыму и на оккупированной части Донбасса, когда они приютили «вежливых зеленых человечков» и освящали военную технику, которой российские наемники и местные боевики расстреливали украинских военнослужащих и добровольцев у Иловайска и Дебальцево, оставляют все меньше сторонников этой конфессии в Украине.

Для некоторых священников этой православной конфессии выход был в том, чтобы выйти из нее после того, как руководство церкви перешло от лояльного к Украине митрополита Владимира к митрополиту Онуфрию, которого считают поборником промосковской линии в церкви. О своем личном выборе, своей истории рассказывает бывший глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ (МП) Георгий Коваленко.

«Знаете, еще в 2014 году возник вопрос самоидентификации в той непростой ситуации. Например, я публично заявил, что не принадлежу к УПЦ (Московского патриархата) ? я принадлежу к Украинской православной церкви. Так нас учил покойный Блаженнейший митрополит Владимир. Для меня нет никакой проблемы, скажем так, с патриотичностью, потому что я гражданин своей страны. Что написано в нашем паспорте? Гражданин Украины. Так будь настоящим гражданином, если ты христианин», ? отметил отец Георгий в интервью Радіо Свобода.

Некоторые религиозные общины выходили из-под юрисдикции УПЦ (Московского патриархата) целыми приходами. Особенно остро вопрос стоял в первые два года российской агрессии ? тогда к Украинской православной церкви Киевского патриархата перешли до 70 приходов. Из-за неурегулированности законодательства об имуществе религиозных общин во многих местах этот процесс не обошелся без столкновений. Но в УПЦ Киевского патриархата считают, что нельзя допускать насилия в отношении храмов или сторонников Московского патриархата. Если отдельные священники или верующие этой конфессии нарушают закон ? это «не повод нарушать его в ответ», говорится в комментарии УПЦ КП.

Киевский аналитик Игорь Семиволос отмечает: среди верующих и священников УПЦ (МП), как и в других христианских конфессиях и в любой подобной общественной институции, существуют разные мнения и взгляды на то, что происходит в Украине. К тому же, функционирование любой религиозной конфессии ограничено также традициями и правилами, которые были приняты в давние времена.

«Следует рассматривать этот патриархат все-таки как институт, в котором существуют различные точки зрения и разные уровни социального и национального сознания. Имеющийся же конфликт (между священниками и обществом ? ред.) нельзя ограничивать только наличием украинско-российской войны. Религиозные конфликты в своей природе более сложные, в них присутствуют как личные амбиции, так и определенные религиозные правила и уставы, которые имеют скорее отношение к средневековью, чем к новому времени», ? отмечает Семиволос в интервью Радіо Свобода.

?Несмотря на разногласия, которые обострились из-за войны, до сих пор многие украинцы остаются верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата). К руководству этой церкви в контексте нынешней войны Украины с Россией обращаются и политики. Так, президент Украины Петр Порошенко недавно встретился с предстоятелем УПЦ (МП) Онуфрием и выразил надежду, что с помощью этой церкви удастся освободить украинских политзаключенных, находящихся на территории России.

«Я буду очень приветствовать помощь церкви в освобождении политических заключенных, находящихся в Российской Федерации. Мы также готовы на решительные шаги по возвращению наших девушек и парней домой», ? отметил Порошенко на встрече.

РПЦ стремится не потерять влияние в Украине

Формально руководители УПЦ (Московского патриархата) призывают к миру и участвуют в переговорах по освобождению украинских пленников в ОРДЛО, но при этом они продолжают говорить о том, что украинцы и россияне являются «одним народом» и война на востоке в связи с этим ? гражданская.

Попытки украинского государства путем принятия соответствующих законов предоставить «особый статус» религиозным организациям, руководящие центры которых расположены в стране, признанной агрессором, то есть в России, вызвали критическую реакцию в Москве.

Эксперты напоминают, что Архиерейский собор, который состоялся в Москве в конце прошлого года, с одной стороны, якобы признал, что Киев является центром Украинской православной церкви (МП), а с другой ? на соборе параллельно внесли такие изменения в устав церкви, которые существенно ограничивают автономность УПЦ (МП), предоставленную еще в начале 1990-х годов специальной грамотой Московского патриарха Алексия Второго, отмечают религиоведы.

?«Всеукраинские общецерковные решения отныне должны получать «благословения», а на самом деле ? одобрение и разрешение Москвы. Например, если на Архиерейском соборе в Украине захотят избрать нового митрополита Киевского, который будет не по нраву Москве, мы не сможем этого сделать и в итоге получим того митрополита, который будет угоден Москве. Я думаю, что увеличивается количество тех, кто понимает, что подчинение Москве и зависимость от Москвы не прибавляет этой церкви авторитета», ? объясняет вице-президент Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филипович.

За тем, чтобы Российская православная церковь не утратила своего влияния в Украине, активно следят и в Кремле. На защиту интересов российского православия в январе встал министр иностранных дел России Сергей Лавров, потребовавший от европейских структур немедленной реакции на «притеснения Украинской православной церкви» (Московского патриархата).

По мнению украинского политика и религиоведа Виктора Еленского, для России важно доказать, что в Украине якобы преследуют людей по религиозному признаку.

Так называемый церковный фронт давно считается одним из главных

?«Для них это очень важный инструмент дискредитации Украины. Так называемый церковный фронт давно считается одним из главных. В Украине невозможно найти человека, которого бы угнетали из-за того, что он, например, говорит по-русски, и поэтому они решили использовать по полной программе то, что они называют православным фактором», ? объясняет специалист.

В то же время, как отмечает эксперт, на подконтрольных России территориях Украины, в Крыму и на Донбассе закрывают храмы УПЦ Киевского патриархата и протестантских конфессий, преследуют крымских мусульман. Еленский подчеркивает, что Россия в 2017 году в докладе Комиссии США по международной свободе вероисповедания впервые попала в список стран, где пренебрегают свободой вероисповедания.

По мнению эксперта Игоря Семиволоса, Россия тормозит и без того сложный процесс формирования единой поместной православной церкви Украины, но рано или поздно он будет обречен на успех, как это произошло в свое время в других православных странах, когда созрела политическая ситуация.

?«С одной стороны, мы видим процесс вполне логичный ? в Украине происходит формирование украинской национальной церкви. А с другой стороны, мы видим, что этот процесс сталкивается с определенными правилами и противоречиями, которые существуют в церковной иерархии. То есть процесс снизу противоречит процессам, идущим сверху», ? отмечает Игорь Семиволос.

Богдана Костюк,

"КРЫМ.РЕАЛИИ", 15 февраля 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования