Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Где искать христианство. Российский философ считает наше время апофеозом христианских ценностей. Причем на Западе


Почти двадцать лет назад итальянский философ Джанни Ваттимо, рассуждая о современном положении христианства в Европе, пришел к неожиданному выводу: в наши дни христианство процветает как никогда. В начале нового тысячелетия Европа ближе к Христу, чем в Средние века. Все, что в консервативных кругах принято считать кризисом веры — легализация однополых браков, эмансипация, женское священство, пустующие храмы, закрытые монастыри, низкий конкурс в семинариях, — на самом деле является ее апофеозом. Дело в том, утверждает Ваттимо, что Иисус, обращаясь к своим ученикам, говорил о невозможном. Степень терпимости, на которой он настаивал, стала возможна только сейчас, спустя две тысячи лет после его рождения. До нашего времени о ней можно было только мечтать.

Ни крестовые походы с их зверствами, ни насильное обращение язычников, ни сжигание на кострах, имевшее место и в Московии, не имели отношения к Иисусу.

Ученики, находясь в плену предрассудков, неверно понимали слова своего учителя. Даже апостол Павел, несмотря на его ум и невероятную широту взглядов, не смог выйти за рамки ближневосточной патриархальной культуры. В своих посланиях он, к примеру, отказывал женщинам в праве на проповедь и требовал носить платок. Слова Иисуса о любви и равенстве были поняты им лишь частично. Воспитание и мир, в котором он жил, не дали ему принять благую весть во всей ее полноте. Европе понадобилось две тысячи лет, чтобы услышать и принять сказанное Иисусом, считает Ваттимо. Только теперь, в начале третьего тысячелетия, когда Европа, не без сожаления расставшись с предрассудками, смогла услышать Христа, она начала вести себя как его ученица.

Ваттимо уверен в том, что массовый отказ от участия в церковных ритуалах и забвение догматики напрямую следуют из духа Евангелия. Да, современные европейцы совсем не похожи на верующих. Довольно часто они называют себя атеистами. С другой стороны, в Европе наблюдается небывалый рост благотворительности. Волонтеры из Европы помогают обездоленным по всему земному шару. Число участников акций против насилия человека над человеком и даже человека над животными огромно и растет. Стремясь помочь страждущим, европейцы сознательно наносят себе ущерб, принимая в своих странах десятки миллионов эмигрантов. Что это, если не следование духу Евангелия? Волонтеры редко верят в загробное воздаяние. Но разве смысл Евангелия в обмене вечного блаженства на моральное поведение? Смысл Евангелия исключительно в любви: в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя и действовать, руководствуясь этой любовью.

Как пишет Ваттимо, ритуалы, церковные здания, догматика — все это оказалось случайной исторической оболочкой. В наши дни надобность в них отпала. Великолепные готические соборы стали музеями из-за любви. Сам бог перестал быть богом из-за любви. Любовь, открывшаяся нам в Евангелии, отменила и мистику, и церковную архитектуру, и уют привычек. Истинный последователь Христа, живущий здесь и сейчас, видит в традиционной религии препятствие на пути к всеобщей взаимной любви и уходит из церкви.

В наши дни, чтобы следовать духу Евангелия, надо тратить время и энергию на помощь ближнему, а не на ритуалы.

Сегодня всякий, любящий ближних, является христианином. И в этом смысле Ваттимо приветствует упадок традиционных религиозных институций. Чем меньше участников в крестном ходу, тем больше волонтеров в хосписах, и тем ярче сияет свет Евангелия.

С точки зрения теории Ваттимо, происходящее сейчас в России является не возвратом к вере, а удалением от нее. Строительство пышных храмов и монастырей на фоне ветхих больниц — сомнительный вывод из слов Христа о любви к ближнему. Россия, читая послания апостола Павла, пропускает мимо ушей его призывы к любви и внимательно слушает, когда он говорит от имени предрассудков своего времени. Мир предрассудков ей милей и привычней. В этом, надо полагать, вся суть «религиозного возрождения» в России: в бегстве от Евангелия. Его свет оказался невыносим для нее, и она от него скрылась во мраке церкви.

Максим Горюнов, философ,
"НОВАЯ ГАЗЕТА", 19 февраля 2018 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования