Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ ПРОТОДИАКОНА АНДРЕЯ КУРЕВА: Барон Мюнхгаузен - товарищу Щипкову. Кураев отвергает утверждение чиновника РПЦ МП о недопустимости в православной Церкви иронии


"Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица".

Это по поводу интервью вице-чаплина "Правительственной Газете":
https://www.pnp.ru/social/aleksandr-shhipkov-ironiya-i-khristianstvo-nesovmestimy.html

- Есть ли у иронии миссионерский эффект? Не является ли она признаком того, что в Церкви также есть живые люди?

- У иронии не может быть миссионерского эффекта, поскольку она разделяет людей. В начале девяностых постмодерн сделал попытку взойти на амвон. Московские и петербургские протодиаконы, протоиереи, иеромонахи начали активно использовать иронию в своей миссионерской деятельности. Они вошли в моду, у них появились эпигоны и по епархиям. Их проповеди, лекции, книги привлекали молодых и старых. Шокирующее переплетение сакрального и шутовского казалось смелым новаторством. Всеобщее удивлённое внимание было воспринято ими как победа новой гомилетики. На долгое время они стали „витриной“ Церкви и заполонили собой секулярные СМИ, которые охотно и со скрытой глумливостью над православием показывали »прикольных попов«. Прошло тридцать лет. Виден результат. Рекрутированные ими неофиты, пришедшие на волне „ироничной“ проповеди, либо давно схлынули, либо пополнили ряды либерал-православных ворчунов, сместившись из Церкви в соцсети. Политические кривляния женщин на амвоне — вот символический итог их миссионерских усилий. А сами проповедники, работавшие в шутовских колпаках постмодернистской относительности, нынче замолчали и не могут признаться себе в том, что исказили свой священнический путь и не могут теперь разобраться — где они истинные, а где их маска. Трагические судьбы.

Интервью брала Елена Низкая. Соавтор передачи "Щипков".

***
А человек с богословской культурой для начала спросил бы: а есть ли в Библии место для юмора и иронии? Есть ли она у классических церковных авторов? А под свои тотальные выводы подставил бы известную реплику св. Тихона про "мощи" Ленина...

Ах, да - еще написал бы статью на тему "Ирония в гомлетическом наследии патриарха Кирилла".

Да, ирония разделяет. Но вся история Библии - это история разделений. "Выйдите от них...".

см. Кураев А., диак. «И отделил Бог...»: (Мотив разделения в Библии) // АиО. 1995. No 3(6).

Прямая ирония Библии в рассказе про соседскую язычески-имперскую гордость - великую Вавилонскую башню: "сойдем и посмотрим". Ну это как.

Ну, и Аверинцев про книгу Иова: "Поразительно, что автор после картин предельной патетики осмеливается кончить книгу в тонах юмора (чего стоят хотя бы имена трех дочерей! - "и назвал он одну — Йомима («Горлица»), вторую — Кециа («Корица»), а третью — Кэрэн-Гапух («Рожок-с-Притираниями»)".

БЛОГ ПРОТОДИАКОНА АНДРЕЯ КУРАЕВА, 29 января 2018 г

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования