Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Чистые танцы. "Две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая («Матильда») и театральная («Нуреев») — были связаны с балетом" и... с епископом Тихоном (Шевкуновым)


Так получилось, что две самые нашумевшие премьеры года — кинематографическая и театральная — были связаны с балетом. Скандалы вокруг фильма «Матильда» и балета «Нуреев» комментирует Сергей Ходнев.

И фильм Алексея Учителя, и спектакль, поставленный в Большом театре режиссером Кириллом Серебренниковым и хореографом Юрием Посоховым, объединяет, казалось бы, только одно: оба напоминают о том, что классический балет — это не только благонравно-успокоительное зрелище, это еще и арена, на которой действуют возмутители спокойствия, такие как амбициозная Матильда Кшесинская, метресса и будущего Николая II, и других великих князей, и как Рудольф Нуреев с его «прыжком в свободу». Положим, не ахти какое открытие, но почему-то демонстрация личной жизни и канонизированного Ники, и смутьяна Руди спровоцировала потоки возмущенных слов, причем, что характерно, в обоих случаях до того, как публика имела случай ознакомиться с самими произведениями. Да что там слов: ожидание премьеры «Матильды» было отмечено и телефонным терроризмом, и атакой на екатеринбургский кинотеатр «Космос».

Примечательно еще и другое. Пусть в иных масштабах и без сопутствующих обстоятельств вроде дела «Седьмой студии», но похожие всплески показательного возмущения случались и ранее — достаточно вспомнить двенадцатилетней давности события вокруг «Детей Розенталя». Но впервые в новейшей истории боданий с идеологическими инстанциями народная молва теперь считала, что источник запретительных инициатив по культурной части не просто некие более или менее обобщенные силы реакции, а конкретное лицо. Поговаривали, что виновник отмены летней премьеры «Нуреева» — епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. И что он же наряду с пламенным депутатом Поклонской — вдохновитель кампании против фильма Алексея Учителя.

Переходившая из сплетни в сплетню опереточная картина того, как епископ Егорьевский тайно командирует переодетых в штатское агентов (монахов? семинаристов?) на генеральную репетицию «Нуреева», как-то уж очень отдает романами-фельетонами XIX века про злоковарных иезуитов. Тем более что премьеру балета все-таки выпустили, хотя и с опозданием; генеральный директор Большого Владимир Урин ручается, что «Нуреев» останется в репертуаре и впредь. «Матильду» владыка Тихон критиковал вполне открыто и даже предъявил подписи президента исторического факультета МГУ Сергея Карпова и научного руководителя Госархива Сергея Мироненко под уничижительным разбором сценария фильма. Но и фильм вышел в прокат без происшествий.

У части общества в какой-то момент даже сработал, кажется, старинный рефлекс: если кто-то наверху что-то пытается запретить или опротестовать, «значит, хорошие сапоги, надо брать». Сработал — и оказался совершенно негодным. «Нуреев» — очень хороший спектакль, но вот «Матильда» — очень плохой фильм, и ни сиятельный бюджет, ни актерский состав, не менее сиятельный, произвести его в гонимые шедевры не могут.

Но трудно рассматривать это как казус чисто информационный. Самое неутешительное в обстоятельствах вокруг и «Нуреева», и «Матильды» — порожденное ими ощущение растерянности и абсурда. Совершенно невинный при всем своем сусальном богатстве образчик почтенного кинематографического жанра «сопли в сахаре» может внезапно получить клеймо оскорбительной и кощунственной выходки против верующих. Масштабный танцевальный байопик, в котором сексуальность главного героя лишь одна из тем, и не факт, что более важная, чем размышления о свободе, о балетной культуре, о жажде сценического самоутверждения, может свестись в досужих разговорах к гомоэротической «клубничке». Предсказывать такое невозможно. И любые прогнозы относительно премьерной судьбы того или иного произведения — кассового успеха или запрета, номенклатурных аншлагов в зале или пикетов перед театром — обречены быть не менее зыбкими, чем надежды на послевыборное установление конструктивных отношений между государственными инстанциями и культурой.

Сергей Ходнев,

"КОММЕРСАНТЪ", 29 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования