Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГОЛОС АМЕРИКИ": Тенденция развития России: архаика вместо прогресса? Мнения Виктора Драгунского, Марка Урнова и Александра Солдатова


Российские эксперты комментируют набирающую силу волну клерикализации и повального увлечения мистикой

В начале декабря уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова сообщила, что в российских школах в скором времени может появиться новая учебная дисциплина – «Нравственные основы семейной жизни».

Вскоре стало известно, что новый школьный предмет, для краткости называемый «семьеведением», уже одобрен министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, и более того – есть учебник «семьеведения», авторами которого являются священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина), игуменья Среднеуральского монастыря во имя иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов». Духовником этого монастыря является старец-схиархимандрит Сергий (Романов), который также известен как покровитель секты «царебожников» и духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской.

Те, кто успел ознакомиться с учебником, нашли в нем сходство с книгой «Домострой», написанной в XVI веке протопопом Сильвестром. И сразу же возникла дискуссия: можно ли учиться современных школьников на основе книги, написанной 500 лет назад?

Другой пример вмешательства представителей церкви в образовательный процесс – музейно-выставочный комплекс «Россия – моя история», идея создания которого принадлежит председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову). Во время открытия комплекса в Московском районе Санкт-Петербурга в качестве девиза была выбраны фраза Александра III: «У России есть только два союзника: ее армия и флот».

В экспозиции музейного комплекса нет ни одного упоминания о Большом терроре и «Ленинградском деле», о диссидентском движении и августовском путче 1991 года.

В уходящем году было еще несколько событий, свидетельствующих об усилении пропаганды великодержавности и наступлении на светский характер государства. Среди наиболее ярких примеров: установка памятника Ивану Грозному в Орле, крестный ход по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, кампания против демонстрации фильма «Матильда», попытки РПЦ получить в собственность Исаакиевский собор.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» обратилась к российским политологам, публицистам и экспертам церковной жизни с просьбой дать оценку складывающейся ситуации.

«У наших властей нет никакой программы развития страны»

Писатель и публицист Виктор Драгунский считает, что наблюдаемая клерикализация общественной жизни в России, это – «побочный эффект либеральной революции». «Помните, в разгар перестройки были Кашпировский, Чумак, Джуна Давиташвили и прочие целители, которые давали сеансы лечения по телевизору? Так вот, это – явления одного порядка», – считает Драгунский.

«И сейчас волна того, что мы называем мракобесием, волна иррационализма и мистики освободилась от тех подпруг, которыми ее сковывала авторитарная советская власть»

Одна из причин этого, по мнению собеседника «Голоса Америки», в том, что сознание людей очень архаично и цепляется за вековые предрассудки и поверья. И если элита общества пропагандирует передовые достижения науки, прогресс и просвещение, как это было в XIX и большую часть ХХ века, тогда и общество является более светским, критично относится к разного рода суевериям. «В Советском Союзе был официально признан атеизм, а в школах преподавали точные науки, и все знали, как устроен космос, и как разлагаются молекулы. А затем наступила свобода, которая всеми понимается по-разному. Есть свобода, например, читать Франца Кафку, и есть свобода верить в сверхъестественные явления и загробный мир. И сейчас волна того, что мы называем мракобесием, волна иррационализма и мистики освободилась от тех подпруг, которыми ее сковывала авторитарная советская власть», – поясняет Виктор Драгунский.

В свою очередь, властная элита, вместо того, чтобы поощрять свободомыслие и научные исследования, следует пожеланиям общества и пропагандирует оккультные книги, увлечения спиритизмом, ясновидением и другими ненаучными предметами. «Это всегда было свойственно разным неприятным режимам – делать ставку не на прогресс, а на реакцию, не на образованную элиту и развитие университетов, а на черносотенцев. И в данном случае, я вижу, что у наших властей нет никакой программы развития страны, и что она действует по принципу “день простоять, да ночь продержаться”. Вот сейчас нужно выиграть выборы, и долгосрочная программа действий власти заключается в том, чтобы держать народ в узде. Чтобы народ верил в божественное происхождение власти, ходил бы в церковь, и, грубо говоря, был бы под колпаком. И все это делается в интересах благосостояния, примерно, миллиона человек, учитывая саму власть и тех, кто их непосредственно обслуживает. То есть, в интересах менее одного процента населения», – отмечает Драгунский.

И добавляет, что народ этому не противится, а «радостно занимается мистикой и прочими подобными делами. Поэтому у меня лично на это есть либеральный ответ: если большинству населения это так нравится, то – всего хорошего!»

«Преподавателем религии должен быть очень квалифицированный человек»

Политолог Марк Урнов призывает разделять «настоящую религиозность» и «всякого рода игры вокруг религиозности и эксплуатацию чувств верующих». Наблюдаемый ныне рост религиозных настроений Урнов связывает не с популярностью православия как такового, а, скорее, с поисками собственной идентичности. «Не зря ведь разные социологические опросы показывают, что люди, изначально причисляющие себя к православным, потом заявляют, что они в Бога не верят", – свидетельствует Урнов.

Эксперт объясняет это так: «Просто люди пытаются опереться на традицию, плохо понимают, что такое религия. И, как правило, такого рода тяга идентифицировать себя с некоторой религиозной группой, особенно четко прослеживается у людей с глубоким авторитарным комплексом, и чувствующих не очень уверенно в индивидуальном плане. На самом деле, это – достаточно банальная ситуация», – констатирует Марк Урнов.

С другой стороны, в церкви тоже есть достаточное количество людей, стремящихся превратить ее во влиятельный политический институт и получающих за это различные привилегии, в том числе – материального характера. «Отсюда требования вернуть в собственность церкви храмы и соборы, возместить моральный и материальный ущерб, нанесенный атеистической большевистской властью. Этот элемент тоже, безусловно, присутствует», – отмечает собеседник Русской службы «Голоса Америки».

Говоря о планах введения в школе курса «семьеведения», основанного на книге «Домострой», Урнов называет это «дурным анекдотом». И добавляет: «Дело, конечно, не только в проповеди семейных устоев. Но когда мы имеем дело с такой сложнейшей, тончайшей, интимнейшей вещью, как религиозное переживание, то преподавателем должен быть очень квалифицированный человек. Таких на сегодняшний день у нас мало, поэтому приходят люди малограмотные, которые говорят, что они все знают и могут, и начинается такое занудство, которое на самом деле искажает религиозное представление примерно так же, как в советской школе искажались представления о литературе. Когда творчество Пушкина и Толстого сводилось к революционному движению мелкопоместного дворянства и его типичным представителям, то от этого просто тошнило. И вот я думаю, что теперь история повторяется», – подытоживает Марк Урнов, который называет себя «глубоко верующим человеком».

«Религия занимает скромное место в повседневной реальности большинства россиян»

Главный редактор электронного издания «Портал-credo.ru» Александр Солдатов отмечает, что наблюдаемые на фоне разворачивающейся предвыборной кампании тенденции общественно-политической жизни России не дают повода надеяться на какие-либо изменения наметившегося курса. По мнению эксперта, скорее всего, получит дальнейшее развитие курс на архаизацию и изоляцию российского общества.

«Некоторые эксперты высказывали робкие надежды, что накануне выборов Путин постарается внести некоторое оживление в царящий в стране застой и, например, прекратит войну на Донбассе или начнет демонстративно "мириться с Западом". Но, похоже, в Кремле все-таки исходят из тезиса "победит и так", а любые задачи лучше решать меньшими затратами энергии, чем большими», - отмечает Солдатов.

Вместе с тем, собеседник Русской службы «Голоса Америки» считает малозначимыми приведенные примеры, включающие памятник Ивану Грозному и крестный ход в Санкт-Петербурге с лозунгами «царебожников».

«Все, что так или иначе связано с религиозной жизнью, до сих пор занимает довольно скромное место в повседневной реальности и мышлении большинства россиян, – считает главред “Портала-credo.ru”. – Пропаганда использует лишь сравнительно небольшой набор лозунгов, как бы подкрепляющих абсолютную ценность государства ссылками на православие, но какого-то массового "воцерковления" народа не происходит».

По мнению Солдатова, в данном случае, скорее сказываются и инерция атеистической эпохи, и скандалы, связанные с Московской патриархией, и страх быть обвиненным в экстремизме в случае слишком серьезного «увлечения религией».

«Московская патриархия также больше ориентируется на "ритуальное обслуживание" номинальных православных, которые несут в Церковь деньги, нежели на проблемы с богословски образованными людьми, которые рано или поздно начинают громко критиковать иерархию, столкнувшись со слишком явным несоответствием ее взглядов и образа жизни евангельскому и православному идеалу – вспомним, например, Андрея Кураева», - заключает Александр Солдатов.

Анна Плотникова,
"ГОЛОС АМЕРИКИ", 28 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования