Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Бог и гендер. Церковь Швеции признает необходимость отказаться от именования Бога в мужском роде. Почему это неприемлемо для русской православной культуры?


Проблемы гендера, как известно, оказались в центре повестки дня современного западного либерализма. Признание однополых браков, расширение вариантов гендерной самоидентичности (в дополнение к традиционным «М» и «Ж»), школьные программы, обучающие детей этому расширению, стали вызовом для христианского богословия. Две христианские традиции Запада — католицизм и протестантизм — реагируют на эти вызовы противоположным образом. Католики, хотя и с оговорками и уступками, но все же декларируют консервативный, классический подход к браку и гендеру. Среди протестантов тоже есть фундаменталисты, но их больше в США, а европейские Церкви, одна за другой, согласились венчать однополые пары и посвящать женщин в сан священников и епископов.

В России, конечно, все это вызывает возмущение — именно в русской православной среде зародился презрительный ярлык «Гейропа», который постепенно взяла на вооружение кремлевская пропаганда, привычно противопоставляющая нашу высокую отечественную духовность диким нравам «разлагающегося» Запада. Безусловно, с православной точки зрения невозможно найти оправдания ни однополым бракам, ни смене пола, ни другим экспериментам со своей гендерной принадлежностью. Принятый две недели назад Архиерейским собором РПЦ в Москве документ о браке лишний раз обо всем этом напоминает.

Но это все вовсе не означает, что «в России гендера нет». В традиционной русской культуре проблематика гомосексуальности табуирована и в известной степени сакрализована. Эта проблематика глубоко укоренена в русской культуре, но играет в ней довольно специфическую роль. Она связана с методами выстраивания иерархии в закрытых сообществах — например, тюремном или армейском. Гомосексуальный контакт («опускание») выполняет в этих сообществах важную функцию, позволяя лидерам демонстрировать и поддерживать свой доминантный статус. Что-то подобное наблюдается и в некоторых церковных сообществах, на что обращает внимание и знаменитый разоблачитель «голубого лобби» в РПЦ протодиакон Андрей Кураев. Такого рода, с позволения сказать, «гомосексуальность» вполне совмещается с жестким неприятием западной гей-культуры, где однополые отношения являются свободным выбором, овеянным романтическим флером.

Именно в плоскости всех этих «гендерных поисков» лежит решение вопроса о «роде» Бога. С одной стороны, этот вопрос имеет чисто богословский аспект, в рамках которого он решается легко и безболезненно. Если признавать Бога Творцом мужского и женского пола и вообще всей гендерной реальности, то придется признать и то, что Он стоит выше всех этих разделений. Бог не находится в подчинении у творения — по крайней мере, с христианской точки зрения. Поэтому в строго богословском смысле Бога-Творца нельзя отнести к мужскому или женскому роду. С другой стороны, нынешние дискуссии о «роде» Бога происходят не в сфере богословия, а на территории культуры и политики; это чисто светские дискуссии. Призывы отказаться от именования Бога в мужском роде звучат как частный случай призывов к гендерному равенству, к отказу от любых напоминаний о доминировании мужчины над женщиной, присущих традиционному обществу.

Именно стремлением к гендерной политкорректности продиктовано издание свежего справочника лютеранской Церкви Швеции, который увидел свет в конце ноября. Вместо «Отца и Сына и Святого Духа» там предлагается говорить о бесполом «Триедином Боге», а Святого Духа именовать Святой Душой — в женском роде. Между прочим, «инклюзивные» переводы Библии, выводящие Бога из-под власти грамматической категории рода, выходят на Западе уже не первый год, и особой сенсации в этом уже нет. Попытка «вывести Бога за рамки рода» предпринималась и русской религиозной философией начала ХХ века, когда, например, о. Сергий Булгаков искал «женский аспект божественности» и находил его в учении о Святой Софии — Премудрости Божией, которая иногда отождествляется со Святым Духом, а чаще с Логосом — Второй Испостасью Троицы.

Но, опять же, возвращаясь на традиционно православную почву, приходится признать, что у христианского феминизма есть одно непреодолимое препятствие. Это Боговоплощение, то есть соединение Бога и человека, божественной и человеческой природ, в одном лице Иисуса Христа, который отнюдь не является бесполым существом. В традиционном православном богословии даже есть термин «богомужное естество», которым подчеркивается, что Бог пришел на землю в облике мужчины. Именно поэтому в православии мужской пол воспринимается как «господственный», имеющий полноту человеческой природы, а женский — как вспомогательный (ведь и Ева была сотворена как «помощница» Адаму, а не как равная ему ипостась). Именно с таинством Боговоплощения связана древняя христианская традиция изображения Бога в мужском образе. Эта традиция существует как в восточном христианстве (православии), так и в западном (католицизме), причем в последнем распространена даже больше: если православие считает каноническими изображения только воплотившегося Бога Сына в образе Иисуса Христа, то католицизм не возбраняет и поиски образа Бога Отца в виде старца. Впрочем, в Ветхом Завете, до прихода Мессии, любые изображения живых существ были запрещены, равно как и в протестантской традиции Бог считается неизобразимым, а почитание икон — идолопоклонством. Может, эта особенность протестантской эстетики и подталкивает к поиску неожиданных «гендерных решений» в богословии? Впрочем, христианская философия — учение о богочеловечестве — дуалистична, и уже апостол Павел пишет: «Во Христе Иисусе… нет ни мужеска пола, ни женского». Но это в перспективе вечности. А пока мы живем во временном, материальном мире, с гендерными «условностями» необходимо считаться.

Александр Солдатов,
"НОВАЯ ГАЗЕТА", 19 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования