Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": «Христианской кротости» Филарета не оценили. Письмо главы Киевского патриархата «еще больше усилило непонимание и противостояние "правильной" и "неправильной" УПЦ»


Просьба о «прощении», с которой глава «украинских раскольников» обратился к РПЦ, вряд ли приведет к примирению двух поссорившихся церквей.

Пресс-конференция предстоятеля «непризнанной» Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета (Денисенко), состоявшаяся 1 декабря в Киеве, продемонстрировала, что попытка начать диалог с РПЦ и с «московской» ветвью украинского православия о преодолении раскола провалена. Аналитики ожидают теперь еще большего ухудшения отношений. Главное и самое печальное для многих верующих — процесс примирения церквей завершился, по сути не начавшись.

История с письмом Филарета, вызвавшая ошеломительный резонанс в СМИ, непонятна в деталях людям далеким от темы церковного противостояния на Украине, которое стало тождественным политическому. Особенно сложно разобраться в целях и истинных причинах того или иного поступка бывшего украинского митрополита (настоящего) и нынешнего патриарха (не вполне официального)  в условиях необъявленной, но активно ведущейся информационной войны между Украиной и Россией.

Сама событийная цепочка выглядит следующим образом: возникло обращение главы УПЦ КП, зачитанное на архирейском соборе Русской православной церкви; за ним последовали громкие анонсы в российской прессе о том, что «раскольник попросил пощады» и хочет воссоединения с УПЦ Московского патриархата; далее — трактовка автора письма с утверждениями, что «с анафемой» ему жить несложно, а истинная цель его обращения — получение автокефалии для украинского православия и опровержение домыслов о сожалении и переосмыслении своих поступков. На выходе же — множество далеко идущих версий, объяснений и предположений, иногда очень неожиданных, и сплошная ругань в соцсетях.

Собственно, речь в послании идет, помимо прочего, о желании «восстановить евхаристическое и молитвенное общение» с Русской православной церковью и о призыве принять решения для завершения «существующего противостояния». Многими это было понято, как «ходатайство» автора о снятии с него четвертьвекового отлучения от церкви. Конечно, обратили внимание и на его просьбу о «прощении». «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом — и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем», — написал Филарет. А подписался он под своим обращением в РПЦ как «ваш собрат Филарет», без упоминания своего «титула» — «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины».

На Украине сообщения российских изданий об обращении Филарета поначалу было воспринято как журналистская «утка». Позже выяснилось, что это не «фейк», но и не покаянное письмо. Да, как того требует «христианское смирение», он попросил прощения «за все», одновременно «прощая всех». Какое ж тут покаяние? Это  примерно то же самое, как в конце письма написать «с уважением», даже если никого уважения к адресату не испытываешь. Видимо, россияне поторопились все «понять по-своему», хотя и представители УПЦ Московского патриархата тоже говорили о совершенно идентичных российским первым впечатлениям от обращения Филарета. Видимо, есть такая особая способность людей от власти и политиков выражать свои мысли так, чтобы каждый в них находил свой смысл.

Трактовка содержания письма окружения самого Филарета (комментарии и заявления последовали по горячим следам) была абсолютно другой. По словам спикера УПЦ КП архиепископа Евстратия (Зори), письмо не носит характер «покаянного», а продиктовано лишь стремлением наладить диалог между церквями. Инициатива такого обращения якобы исходила от Московского патриархата, а «посредником» при этом выступил первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Иларион (Капрал). Более того, в заявлении пресс-центра УПЦ КП, появившимся вскоре, было сказано: для восстановления диалога между церквями РПЦ должна сама пойти на отмену снятия сана с Филарета и придания его анафеме. «После такого решения патриарх Филарет надеется на решение РПЦ признать автокефалию УПЦ», — отмечалось в заявлении, что, собственно, и является самым главным во всем этом «покаянном» деле.

Отдельно подчеркивалось, что вины «за раскол» с РПЦ и ее «филиалом» на Украине Филарет никогда не признавал, а потому у него нет причин ни в чем каяться. На встрече с журналистами сам киевский патриарх подтвердил, что все эта «история» затеяна им с целью получения автокефалии.

Однако некоторые сторонники Филарета все же считают, что он стал жертвой нечестной игры со стороны Московского патриархата. «К сожалению, наших просто „развели“. Но нужно понимать и Филарета — это был малореальный, но шанс объединить украинское православие, — оставил комментарий в Фейсбуке народный депутат Александр Бригинец („Блок Петра Порошенко“). — Объединение, в отличие от разъединения, — всегда компромисс. И Филарет продемонстрировал готовность договариваться ради великого исторического дела».

В «законной» Украинской православной церкви после пресс-конфренции Филарета не скрывали своего разочарования. «Мы хотим жить в мире с УПЦ МП, но мы будем и дальше захватывать их храмы. Такова суть сказанного Филаретом на пресс-конференции, правда, другими словами… Парадокс. Абсурд. Досадно», — написал в Фейсбуке спикер УПЦ Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич. «Мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку и плюнули, но мы это сделали, как христиане. Но насильно в рай не затащишь», — пояснил он в другой публикации.

Высказывались также предположения, что глава УПЦ КП в какой-то момент действительно решился навести межцерковные мосты, однако сдал назад под давлением противников этой идеи. «Вполне возможно, что у Денисенко в моменты просветления был искренний порыв покаяться. Но это закончилось при давлении окружения», — написал в своем блоге священник Алипий Светличный.

«Как обращение Филарета, так и дальнейший отказ от него стали для всех большой неожиданностью. Думаю, что миллионы украинцев, ожидая сегодняшней пресс-конференции (она прошла 1 декабря — прим. авт.), ожидали от лидера УПЦ КП сознательного заявления, которое положило бы конец церковным распрям, продолжающимся уже 25 лет. Но, к сожалению, сенсации не случилось, — сказал „Стране“ спикер Волынской епархии УПЦ МП Олег Точинский. — По моему убеждению, вся эта ситуация скорее всего была банальной постановкой с целью привлечения к себе внимания и создания огромного информационного резонанса, что им однозначно удалось».

Эксперты также считают «крутой разворот», совершенный патриархом Филаретом, следствием его «обработки». «Ведь Филарет даже обсуждал шаги к примирению в достаточно широком кругу, мол, надо идти навстречу, хватит распрей. Но „ястребы“ вокруг него были против, — утверждает в своем блоге политолог Кость Бондаренко. — Дело в том, что глава УПЦ КП инкорпорирован в существующую систему управления страной и над ним довлеет мнение, прежде всего, Банковой (администрации президента Украины — прим. авт.), спецслужб. Он не принадлежит себе, и случай с письмом и резким разворотом — пример этому».

По мнению политолога Руслана Бортника, письмо Филарета было отправлено им в Москву без разрешения синода УПЦ КП, и именно потому  ему пришлось «сдавать назад». «И в ночь перед пресс-конференцией Филарета поставили перед выбором: фактический отказ от письма или лишение должности, иначе последует раскол внутри Киевского патриархата, потому что часть духовенства и верующих не готовы к резкому повороту событий. Безусловно сыграло свою роль и непринятие извинений со стороны РПЦ: вместо этого создали комиссию, чем отложили вопрос», — представил свою версию произошедшего эксперт на одном из украинских каналов.

Журналистка Татьяна Высоцкая со ссылкой на свой источник в Киевском патриархате также говорит о том, что послание главы УПЦ КП было написано в тайне от синода. «Навстречу Москве» он пошел якобы после получения информации о том, что «конкуренты», УПЦ МП, получат автокефалию. «Филарету предложили написать письмо, в котором выступить инициатором начала объединения украинских церквей… Но московские церковники не выполнили обещания: вместо автокефалии глава УПЦ МП получил только автономию, а письмо Филарета слили в СМИ», — написала Высоцкая на своей странице в Фейсбуке.

Вообще-то первым опубликовал в соцсетях полную версию письма Филарета секретарь синода УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря). А источники «Росбалта» в церковных кругах опровергают версию о якобы имевшем место «торге». «Собор в Москве спокойно готовили, даже не думая о Филарете. Именно от него шла инициатива с самого начала. РПЦ согласилась принять письмо с условием, что в письме не будет регалий», — говорит один из священнослужителей.

Что касается «обещания» РПЦ якобы предоставить «раскольникам» автокефалию в обмен на письмо, то эта версия, по его мнению, абсолютно невероятна. «Негативная позиция РПЦ по поводу автокефалии давно всем известна, и Филарету — в первую очередь, — говорит священник. — Скорее всего, в УПЦ КП узнали о готовящемся решении предоставить юридическую независимость УПЦ Московского патриархата (при сохранении канонического единства с РПЦ). И это, к слову, было сделано на соборе единогласно. На этой основе, судя по всему, и начались осторожные переговоры Филарета и УПЦ-РПЦ по шагам навстречу. Но после появления письма и шумихи, вызванной им, Филарет и его окружение, видимо, просто не решились продолжить эти шаги».

Прогнозы о дальнейшем развитии событий эксперты дают неутешительные. Уже очевидно, что решение собора РПЦ о «независимости» Украинской православной церкви не воспринято ее противниками как повод для отказа от дальнейшей борьбы с УПЦ МП. В частности, председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере свободы совести и религиозных организаций Верховной рады Виктор Еленский («Народный фронт»), один из авторов законопроектов, направленных против «московской церкви», заявил, что новая норма лишь ширма, призванная прикрыть ее подчинение РПЦ.

А Руслан Бортник полагает, что теперь кризис затронет обе ветви украинского православия. «УПЦ КП будет переживать историю с письмом непросто: духовенство и миряне не поняли своего предстоятеля. Но это вызов и для УПЦ МП, в которой усилится внутреннее давление — от групп, заинтересованных в отдалении от РПЦ, и внешнее — с целью подчинению Церкви влиянию Банковой», — сказал эксперт в интервью «Стране».

В общем, если даже все-таки предположить, что письмо Филарета было шагом к преодолению церковного раскола, то он не только не удался, а еще больше усилил непонимание и противостояние «правильной» и «неправильной» УПЦ, в очередной раз подтвердив, что лишь благими намерениями дорогу в рай не вымостить.

Валентин Корж,

"РОСБАЛТ", 4 декабря 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования