Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Белеет Парвус одинокий. Кризис идентичности: вместо демонов мелкие бесы революции. Новый сериал о Ленине "Демон революции" - начало долгожданной декоммунизации, к которой призвала Россию РПЦЗ МП? Как бы не так


Ура! Коллекция врагов отечества пополнилась бесценными экземплярами — Львом Троцким (он же Лейба Бронштейн) и Александром Парвусом (он же Израиль Гельфанд). Раскрытие псевдонимов — непременный атрибут хорошего тона. 100-летие революции вдохнуло новую жизнь в этих замечательных людей. Последние лет двадцать корневое событие прошлого века ТВ вообще старалось не замечать, а тут вдруг прозрело. Первый канал разразился сериалом «Троцкий», «Россия» — сериалом «Демон революции», а уж документальных проектов и фильмов и вовсе не счесть. Объединяет разные полотна одно — главным героем переворота, потрясшего мир, назначен Парвус. Не следует, однако, думать, что на экране белеет Парвус одинокий. Он «белеет» вместе с немцами, на чьи деньги и совершаются все отечественные безобразия. Именно в тени гиганта-коммерсанта вызревают такие титаны мысли, как Троцкий, Ленин и частично Сталин.

Я бы не удивилась, если бы после просмотра новой ленинианы немедленно самораспустилась коммунистическая партия во главе с Зюгановым. На экране изумленный зритель видит не демонов революции, а мелких бесов — продажных, суетливых, бесконечно пустых.

Ленин в исполнении Евгения Миронова («Демон революции») — подросший Петр Верховенский из сериала Хотиненко «Бесы». Ленин в исполнении Евгения Стычкина («Троцкий») — тот же заматеревший Петруша из «Бесов», только в постановке режиссера Феликса Шультесса. Поскольку Стычкин играет обе эти роли, то наблюдается даже сходство гротескной пластики. И эта наглядная преемственность — лучшее, что есть в обоих сериалах.

Возникает вопрос — что сия очередная переоценка ценностей значит? Страна, которая идет в будущее с повернутым в прошлое лицом, прощается с советчиной? Как бы не так. Ленина перезахоронят? Вряд ли. Давным-давно Новодворская советовала Проханову спрятать мумию у себя под кроватью, если она ему так дорога, но даже такая малость не случилась. Наконец-то наступит декоммунизация? Не дождетесь. Так из-за чего сыр-бор?

Во мне, как сказал бы Блок, дрогнул ответ. Для мировой цивилизации осевое время, то есть время рефлексии, осмысления, выбора пути, наступает несколько раз на протяжении тысячелетий. В России оно, похоже, становится атрибутом очередной предвыборной трясучки. Концепция осажденной крепости сегодня крепка, как никогда. Два-три лишних врага, будь то Парвус, Троцкий или немецкие генштабисты, на которых можно списать все плохое, не помешают. А если для этого нужно бросить в топку светлые идеалы Ленина-Сталина — не страшно. Мощный пропагандистский опыт последних лет виртуозно справляется с настройкой правильной оптики. Поклонники Ленина и особенно Сталина навечно останутся верны своим кумирам. Зато остальные до икоты испугаются призрака цветных революций, насылаемых на державу заокеанскими кукловодами.

Это — видимая часть айсберга; невидимая гораздо прагматичней. Когда теледеятели искусств начинают размышлять о неизвестной революции, я всегда напрягаюсь. Им бы выразиться поточнее — неизвестная означенным авторам революция. За широковещательными заявлениями кроется большое лукавство. Два главных канала страны устроили очередной чемпионат по перетягиванию рейтинга методом свежих трактовок. Правда не нужна никому, а иначе бы на суд зрителей были представлены более качественные сериалы и про Троцкого, и про демона революции Парвуса. До сих пор помню давний телецикл Бартошевича о Ричарде III, духовном собрате героев, о которых речь. Фигура из мира черных подпольных стихий обращается к зрителям как к своим сообщникам. И те становятся пленниками его мощного гипноза. Бартошевич, которому ниспослан редчайший дар — говорить о сложном просто, виртуозно анализировал суть кровавого гипноза, чья цель — борьба за власть. Нынешние анализаторы больше всего боятся простоты, оттого у них и получился картон вместо музыки революции. Создатели «Троцкого», убегая от стилистики классического байопика, прибежали к плакату. А хорошо сыграть плакат не может даже Хабенский в небрежно нахлобученном паричке Льва Давидовича.

Создателей фильма (продюсерский центр Цекало «Среда», лучшее, что есть сегодня в сериалостроении) подвела жажда адаптаций истории под новую, непременно молодую аудиторию. Отсюда и Троцкий в амплуа хедлайнера революции. Отсюда и хорошо знакомая вожделенной аудитории стилистика кровавого рок-н-ролла, секса, наркотиков (в подтексте). Отсюда и Парвус в роли имиджмейкера на манер какого-нибудь Юдашкина. Отсюда и диалоги Троцкого с Фрейдом почти в формате баттл Оксимирона с Гнойным. Отсюда и тотальное преобладание внешнего (красоты картинки, эффектности фразы, броских извивов композиции) над внутренним. Авторы даже и не попытались понять, как и почему благополучный еврейский мальчик превратился в монстра.

Не впервые в судьбоносные для россиян ноябрьские дни обостряются поиски исторической идентичности. Но, пожалуй, впервые они приводят к столь плачевным результатам.

По следам свежих телеизысканий, страна, чьим величием принято гордиться, рождена на деньги еврейско-немецких врагов с помощью группы отечественных авантюристов. Неутешительный итог столетнего развития.

Но телевизионные любители Родины не отчаиваются. Завершаю колонку под аккомпанемент бурной речи Евгения Тарло в программе Шейнина. Экс-сенатор, доктор юридических наук сердито настаивает: «Да бросьте вы мусолить события столетней давности. Новый айфон важнее всех революций». Умница Тарло, золотая голова, поставил жирную точку в очередном кризисе идентичности.

Слава Тарощина,

"НОВАЯ ГАЗЕТА", 7 ноября2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования