Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Святые неразделенной Церкви – свидетели своего времени, несущие послание для людей нашей эпохи. В рамках проекта «Святые неразделенной Церкви» 13 ноября в Москве откроется выставка икон


13 ноября в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота», состоится презентация  международного проекта «Святые неразделенной Церкви». Первая выставка в рамках этого проекта торжественно откроется 21 декабря в Минске, после чего экспозиция будет представлена в городах России и в зарубежных странах. О проекте, в котором участвуют более 100 иконописцев из 14 стран, рассказывает  председатель экспертного совета – искусствовед, проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова. 

- Впервые о проекте «Святые неразделенной Церкви» мы услышали летом 2016 года. Как он возник, как вызревал и развивался?

- Я считаю, это уникальный проект и очень актуальный для нашего времени, не побоюсь таких громких слов. Идея его вызревала давно. Но главный импульс для ее воплощения был дан встречей Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе в феврале 2016 года. Мы – члены содружества в поддержку христианской культуры «Артос» – ощутили, что эта встреча может открыть новую страницу в истории диалога западного и восточного христианства, и хотели сделать для этого что-то конкретное.

Впервые о проекте «Святые неразделенной Церкви» мы объявили в июле 2016 г. в Сергиевом Посаде, где  проходила  ЛабОРАтория современного христианского искусства и архитектуры. Тогда в Москве собрались российские, украинские, итальянские художники и искусствоведы, которые с воодушевлением нас поддержали. Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (архитектор и художник по светскому образованию) согласился возглавить  попечительский совет проекта,  куратором которого стал Сергей Чапнин, председатель содружества «Артос», главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары». Нас поддержали многие люди — искусствоведы, историки, священники. И, конечно, иконописцы, для которых участие в этом проекте дало возможности писать не по прихоти заказчика, а подойти к созданию образа творчески, самостоятельно.

- Как вам удалось воодушевить столько людей? Как вообще объяснить современному человеку, почему так важно сегодня  вспомнить о святых неразделенной Церкви, и не просто вспомнить, но увидеть их иконописные изображения?

- Церковь за две тысячи лет прославила великий сонм святых, только в Русской Православной Церкви их около пяти тысяч. Есть немало святых, имеющих поистине вселенское почитание. Но святые неразделенной Церкви занимают в этом сонме, как мне кажется, особое место, потому что они жили до раскола, до Великой схизмы, они несут дух вселенского христианства. И хотя христианский мир и тогда не был духовно сплочен, эти святые — свидетели единства, пусть хрупкого, но такого важного, такого ценного, заповеданного самим Господом в первосвященнической молитве «Да будут все едино» (Ин.17,21). И это хорошо ощущается сегодня, когда христианский мир сужается под натиском разных сил, часто к нему враждебных.

В последние годы (а русские в Европе это ощутили еще в период первой эмиграции) заметно возрастание интереса к святым неразделенной Церкви. И это не просто интерес, но духовный запрос, вызванный желанием прикоснуться к древним корням христианской Европы. Отзываясь на этот запрос, в начале 2017 года Русская Православная Церковь включила более полутора десятков западных святых в свои святцы. И готовятся еще новые списки. Конечно, в православном месяцеслове и до этого было немало западных святых, хотя этот факт многие упускают из вида. Прежде всего, это мученики первых веков, среди них Папы-мученики — Климент, Мартин и другие, воины, девы, апологеты, крестители народов, например, св. Бонифаций, богословы — Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и другие, основатели монашества, например, св. Бенедикт Нурсийский и т.д. Но даже тех святых, кто не удостоился включения в русские святцы, православные могут почитать беспрепятственно, потому что эти святые жили до раскола 1054 г., до эпохи догматически и канонических разногласий, которые так мешают христианам понять друг друга и, что важнее, с точки зрения Евангелия, друг друга любить. Древние святые помогают христианам почувствовать единство Церкви.

- Как были сформулированы задачи проекта, которые должны были вдохновить художников?

- Во-первых, мы хотим познакомить с западными святыми православных, живущих в России, Беларуси, Украине и других странах, которые формировались преимущественно в парадигме восточнохристианской (православной) культуры. К тому же народы Восточной Европы приняли христианство или незадолго до Великой Схизмы, или уже после нее, их знание традиции первого тысячелетия часто весьма ограничено.

Но и западный зритель увидит в созданных специально для этого проекта работах много нового, прежде всего, с художественной точки зрения, потому что отобранные иконы представляют самые разные стилистические подходы и интерпретации древних образов. В этом смысле проект имеет, несомненно, просветительский характер. Но в нем есть и исследовательский потенциал: мы надеемся, что он привлечет внимание историков к теме святых неразделенной Церкви, а также к историческим, агиографическим, хронологическим проблемам этой темы, которые требуют тщательного изучения.

- Но ведь иконография многих древних святых утрачена, художникам не на что опереться? Это попытка реконструкции древних образов?

- Нет, речь идет не о реконструкции, здесь задача куда более серьезная. Развитие европейской культуры далеко ушло от того языка иконографии, который был в первом тысячелетии и опирался на единый канон, несмотря на стилистическую разницу региональных школ. И с этим как раз связана творческая сторона проекта: предполагается создать новую иконографию святых Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Франции и других стран Европы и заново переосмыслить образы древних святых. И это дерзновение, несомненно, творческое и духовное одновременно. Создавая эти образы, иконописцы ставили перед собой задачу создать образ древнего святого в рамках иконографического канона, учитывая при этом исторические и литургические реалии, богословский контекст, найти необходимые атрибуты. И в то же время важно было увидеть подвиг древних святых не из представлений «абстрактного христианства», а исходя из духовной реальности XXI века. Написание новой иконы древнего святого — это ни в коем случае не реконструкция, а создание образа, в котором этот святой предстанет как свидетель своего времени, но несущий послание для людей нашей эпохи.

 На сайте проекта мы разместили список святых неразделенной Церкви – посмотрите! Даже если вы не собираетесь писать икону кого-либо из них, вы найдете там много интересного: где он почитается, где находятся мощи, когда отмечается память, как по-русски звучит его имя и т.д.

- В проекте принимают участие иконописцы из 14 стран!

- Да, это проект международный, и в нем принимают участие иконописцы не только России, Беларуси, Украины, но и Литвы, Латвии, Италии, Франции, Германии и других стран. Сегодня интерес к традиционной иконографии растет не только в странах с православной культурой, но и в католических. И это интересно, потому что в этом процессе происходит культурный диалог традиций и мощный духовный обмен, по-настоящему питающий современную изобразительную культуру. Развитие иконописного искусства связано не в последнюю очередь с созданием новых образов, а не только в следовании старым образцам. Это хорошо показывают отобранные для выставки иконы, которые должны продемонстрировать диапазон современной иконописи. В рамках нашего проекта иконописцы пишут образы святых в традиционных иконописных техниках, но с определенной свободой в интерпретации образа.

Со многими художниками мы давно знакомы – они не раз принимали участие в выставках, которые устраивало содружество «Артос»: это экспозиции «Дары» в 2014 г.,  «Современные иконописцы России» 2015-2016 г., «Нежная кисть» в 2016-2017 г. и другие,  а также мы сотрудничали при подготовке альманаха «Дары». Но работы многих участников проекта публика увидит впервые.

- Заинтересованность иконописцев очевидна, а есть ли какая-то реакция на проект со стороны, что называется, общественности?

- Во-первых, меня порадовало, что так живо откликнулся Минск: нам предложили залы государственного музея. Для Беларуси эта тема оказалась очень близкой – там, как известно, преобладают православные, но католиков тоже довольно много, это такое традиционное соседство. Поначалу мы планировали первую выставку в Петербурге, в Музее истории религии, что было бы логично. Но зал этого музея не может вместить сто двадцать работ, а мы хотим, хотя бы вначале, показать всех, кто участвовал в проекте. Нас радует, что есть большой отклик на нашу инициативу и желание принять эту выставку и в Перми, и в Екатеринбурге, и в других городах. Но возможно, нам придется сокращать экспозицию в зависимости от вместимости залов.

Во-вторых, я знаю, что результатов нашей работы очень ждут друзья из итальянского центра «Христианская Россия» – там давно изучают восточную иконопись, особенно интересуются взаимопроникновением западной и восточной традиций в христианском искусстве.

Для нас было важно получить  приветствие почетного председателя Папского Совета по культуре кардинала Поля Пупара. Он поддержал проект «Святые неразделенной Церкви» и написал так: «Соединить вновь образы святых неразделенной Церкви - прекрасный проект, возникший на заре третьего тысячелетия. Он призван привлечь внимание к тому, как разнообразны харизмы святости,  что излучали свет евангельского послания в первом тысячелетии, и какое  богатое совместное наследие заключено в христианских общинах Востока и Запада. Память - это надежда  на будущее. Христианские корни Европы по-прежнему питают современную христианскую культуру в различных ее проявлениях…. Христианство отметило неизгладимой печатью идентичность европейцев, а святые неразделенной Церкви составляют, говоря словами Вячеслава Иванова, общую память Европы. В них воплощается чувство отчего дома, где индивидуальная идентичность и сопричастность общине взаимно поддерживают и обновляют друг друга, и предвосхищают  новую Пятидесятницу Духа для Новой Европы».

- Иконы, представленные на выставке, будут «гастролировать» по городам России в 2017-2018 годах, и по зарубежным странам в 2019-м. А дальше – где они найдут себе дом?

- Очень надеюсь, что эти иконы будут не только выставочными объектами, но и найдут места в храмах, монастырях, домах верующих. Издревле почитание святых связано не только с возвеличиванием их подвига, но и с установлением духовной связи с ними. Наречение имени в честь святого делало его небесным покровителем человека. Небесных покровителей имели и монашеские конгрегации, и ремесленные союзы, и города, и даже страны. Изображение святых помещали не только в храмах и часовнях, но и в домах, на воротах городов и замков, на гербах и монетах. И сегодня каждый человек может иметь изображение древнего святого, близкого ему. Созданные специально для выставочного проекта «Святые неразделенной Церкви» образы могут обрести место в вашем храме или в вашем доме. Но собранные вместе, путешествуя по странам, эти образы могут соединить людей и помочь объединить мир, который так жестоко раздираем.

Беседовала Юлия Зайцева,

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО", 7 ноября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования