Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

РИА "НОВОСТИ": "Богоматерь Казанская": куда исчезла самая популярная в России икона. "Всенародная популярность святыни сыграет с ней злую шутку"


По церковному преданию, икона явилась на пепелище. После страшного пожара в Казани в 1579 году местной жительнице Матроне явилась Богородица, указав, где найти завернутую в сукно икону. А когда она была найдена, молва о многочисленных чудесах дошла до самого царя Ивана Грозного, ему послали копию изображения.

Однако как на самом деле появился этот образ, неизвестно по сей день. По одной из версий, его привезли в мусульманскую Казань православные миссионеры, по другой — икону написал кто-то из местных жителей.

В 1611 году Казанская икона стала знаменем войска Дмитрия Пожарского. По легенде, перед самым штурмом захваченной поляками Москвы князь приказал воинам держать трехдневный пост и постоянно молиться перед чудотворной иконой. А когда столица Российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Матерь Божию за помощь стране и ее народу.

А спустя 20 лет почитание иконы стало общегосударственным — ее выбрали "покровительницей" русского войска во время Смоленской войны с Речью Посполитой. По всей стране появляются многочисленные списки (копии) икон Казанской Богоматери. Ближе к XVIII веку этот образ становится поистине общероссийским, символизируя не только заступничество Богородицы за страну, но и сплоченность народа. К XIX веку Казань стала центром паломничества — поклониться чудотворному образу приезжали христиане со всего света.

Кража века

Но именно всенародная популярность святыни сыграет с ней злую шутку. Чрезмерное количество списков зачастую приводило к путанице, многие верующие не понимали, где именно хранится оригинал. Духовенство даже издавало брошюры с доказательством того, что образ находится в Казанском Богородицком монастыре, построенном на месте обретения святыни.

Именно в эту обитель любил захаживать некто Варфоломей Чайкин. Особенно много времени он проводил возле иконы 25, 26 и 27 июня 1904 года — в эти дни в Казань привезли икону Богоматери "Смоленскую". Обе святыни были выставлены в центре храма, и в их честь в монастыре совершались длительные службы, после которых утомившиеся монахини сразу шли спать. А спустя два дня вся Казань испытала шок.

"Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырь и, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор. Неподдельный ужас и горе выражались на лицах всех явившихся в обитель разделить общее невыразимое горе. Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось", — писал один из очевидцев.

Новость о краже быстро облетела всю страну. Многие увидели в этом дурной знак, к тому же буквально на следующий после похищения день у императора родился долгожданный наследник. За раскрытие преступления взялись лучшие сыщики, расследование курировал лично Николай II.

Ключевыми в деле стали показания девятилетней Евгении Кучеровой: она видела, как поздним вечером 28 июня к храму подошли Ананий Комов и Стоян Чайкин (имя Варфоломей было ненастоящим), которого в криминальных кругах считали первоклассным вором. Это помогло полиции выйти на преступников. А вот что было дальше — никто не может выяснить до сих пор. Существует несколько версий.

Икону уничтожили. Кучерова утверждала, что видела, как Комов и Чайкин разрубили икону топором и бросили в печь. Чайкин же постоянно менял показания — сначала говорил, что действительно уничтожил икону, потом заявил, что продал ее старообрядцам, ведь те давали огромные деньги за старорусские образа. Эту версию следствие рассматривало как основную.

"Судьба подлинника неизвестна. В Церкви считается, что образ исчез после кражи", — отмечает замглавы Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.

Украли не ту икону. Такие слухи появились сразу после трагедии, как только в Богородицком монастыре выставили копию иконы. Есть версия, что каждый вечер перед закрытием храма игуменья убирала оригинал в тайник, ставя на его место список. Как бы то ни было,  выставляемый после 1904 года образ тоже похитили — либо в 1917 году, либо год спустя, в 1918-м. Что с ним было дальше, никому не известно.

"Первый образ бесследно исчез после революции 1917 года", — в свою очередь, полагает настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове (Москва) протоиерей Александр Агейкин.

В 90-е годы появился миф о том, что икону перепрятали чекисты. Согласно легенде, во время войны с ней по личной инициативе Сталина якобы совершали облет линии фронта.

Икона хранится в частной коллекции или у католиков. В 1960 году в Русской православной церкви за границей стало известно о некоем английском коллекционере, у которого есть "древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную". Возникла версия, что икону спасли соратники генерала Врангеля, затем она оказалась в США, но местной православной общине пришлось ее продать.

Еще одна версия гласит, что португальские католики выкупили икону у того английского коллекционера и привезли ее в Фатиму — там в 1917 году детям тоже чудесным образом являлась Богородица. В Фатиме действительно хранится оклад от православной иконы, причем некоторые ученые заявляют, что он принадлежал оригинальному образу.

По еще одной версии, икону передали папе римскому Иоанну Павлу II, в личных покоях которого она хранилась 11 лет. В 2004 году "ватиканский" образ передали Русской православной церкви. Теперь он хранится в Казанском Богородицком монастыре.

"Переданный католиками образ на самом деле является списком", — объясняет религиовед Алексей Юдин.

Сейчас в России, помимо "ватиканского", хранится несколько списков, считающихся чудотворными. Самые известные находятся в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. По своим размерам они, судя по составленным в XIX веке описаниям, чуть больше оригинала. С 2011 года копию Казанской иконы доставили на МКС.

По всей стране разбросаны десятки храмов и монастырей в честь этого образа. Практически в каждом регионе есть свои местночтимые иконы Казанской Богоматери. Как ни парадоксально, таинственное исчезновение явленной иконы только усилило ее почитание среди верующих.

Антон Скрипунов,

РИА "НОВОСТИ", 4 ноября 2017 г.



РИА Новости https://ria.ru/religion/20171104/1508185770.html

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования