Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНОСМИ.РУ": Почему СССР не смог уничтожить религию. Об этом рассказывает экспозиция Британского музея в Лондоне «Жизнь с богами»


Революция в России началась еще в феврале. Царь к тому времени уже отрекся от престола. Временное буржуазное правительство начало брать власть в свои руки. Но именно оккупация правительственных зданий в Петрограде 25 октября 1917 года красной армией большевиков знаменует полноценное начало эпохи коммунизма. Именно начиная с этого времени во всемирной истории начался беспрецедентный эксперимент — систематическая, поддерживаемая государством попытка уничтожить религию. «Воинствующий атеизм — это не деталь, не периферия, не побочное следствие коммунистической политики, но главный винт её», — писал Александр Солженицын. Ленин сравнивал религию с венерическим заболеванием.

Всего через пару недель после Октябрьской революции был учрежден Народный комиссариат просвещения, задачей которого было устранение всех отсылок к религии из школьных программ. В последующие годы в стране церкви и монастыри либо сносили, либо превращали в общественные туалеты. Их земли и собственность изымали. Тысячи епископов, монахов, священнослужителей систематически уничтожались спецслужбами. Были сформированы специальные пропагандистские отряды — например, Союз воинствующих безбожников. Христиан-интеллектуалов задерживали и отправляли в лагеря.

В стране советов сначала считали, что когда церковь будет лишена власти, религия быстро умрет. Когда этого не произошло, усилия по борьбе с ней удвоились. Во время сталинских чисток 1936-1937 годов были арестованы и расстреляны десятки тысяч священнослужителей. При Хрущеве было противозаконно давать религиозное воспитание своим детям. С 1917 года до периода перестройки в 1980-х годах чем большее сопротивление оказывала религия, тем больше новых изобретательных способов находили Советы для ее уничтожения. Сегодня православные храмы в России полны прихожан. Как только тиски разжали, миллионы верующих вернулись в церковь.

Советский эксперимент, совершенно очевидно, провалился. Если вы хотите знать, почему, нет ничего лучше, чем пойти на следующей неделе в лондонский Британский музей, где открывается выставка «Жизнь с богами» (Living with Gods). Вместе с сериалом, подготовленным ВВС Radio 4, эта выставка описывает тысячи способов проявления веры, используя религиозные предметы для исследования того, как люди верят, а не во что они верят. Первое предложение из презентации Британского музея весьма красноречиво: «Практика и опыт веры естественны для всех народов». От молитвенных флагов до кипы с эмблемой клуба Лидс Юнайтед, от кувшинов для воды до церемониальных повозок, — эта выставка рассказывает историю имманентного и страстного стремления человечества найти смысл в мире за пределами исключительно эмпирического.

Джилл Кук (Jill Cook), куратор выставки, вспоминает визит в Казанский собор в Санкт-Петербурге в эпоху до наступления гласности, когда там находился музей атеизма. Одним из экспонатов выставки стало вышитое из бархата и шелка изображение Христа со спинной части Плувиала 1989 года. У автора этого изображения не было других облачений для работы — все они были к тому времени уничтожены, — кроме тех, которые использовались для высмеивания христианства в музее атеизма. То, что когда-то было насмешкой, превратилось в предмет культа. Службы в Казанском соборе возобновились в 1992 году.

Предпоследний экспонат выставки — это плакат 1975 года, на котором изображен нагловатый космонавт в космосе, заявляющий, что бога нет. Под ним на Земле изображена рушащаяся церковь. Этот плакат относится к эпохе так называемого научного атеизма.

Но на выставке стоит увидеть еще один экспонат. За углом в стеклянном ящике находятся маленькие модели кораблей с сожженными спичками, представляющими столпившихся людей. И две маленькие рубашки, использованные как саван для утонувших детей. Сбоку от них расположен маленький крест, сделанный из дерева корабля, потерпевшего крушение 11 октября 2013 года у итальянского острова Лампедузы. На корабле находились сомалийские и эритрейские беженцы, пытавшиеся уехать от нищеты и преследования. Франческо Туччо (Francesco Tuccio), плотник из Лампедузы, отчаянно хотел хоть что-то сделать для них, что было в его силах. И он сделал все, что знал, смастерив для них крест. Наверное, как и знаменитый плотник до него. Эта выставка демонстрирует, что ничто — ни десятилетия пропаганды, ни государственный террор — не могут подавить этот инстинкт в жизни людей.

Джайлз Фрейзер,

"ИНОСМИ.РУ", 31 октября 2017 г.

 

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования