Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ХАЙТЕК": «Церкви технологий» нужен свой Мартин Лютер. О религиозном характере современных соцсетей и гаджетомании


Цифровые инновации сформировали новый мир, который когда-то зарождался как утопия, но постепенно превратился в мощную политическую и идеологическую машину. Колумнист Guardian профессор Джон Нотон сравнивает эту ситуацию с положением католической церкви в 16 веке. Тогда поставить под вопрос статус-кво церкви удалось монаху Мартину Лютеру. Сегодня миру нужен новый Лютер, способный провести реформацию среди ИТ-корпораций.

По мнению профессора, широкое распространение технологий незаметно сделало человека «прихожанином» новой церкви. Сайты и приложения знают о своих пользователях все, включая их мысли, желания, страхи, тайны и даже качество сна. Люди доверяют гаджетам то, что не стали бы доверять никому другому, при этом взаимодействие с устройствами происходит до 150 раз в день, что, в свою очередь, приносит прибыль «Церкви технологий».

Колумнист отмечает, что долгое время люди ошибочно считали, что технологические компании действуют независимо и стоят в стороне от общества. Но это уже давно не так. «Появилось новое поколение корпоративных гигантов, которые обрели колоссальную власть. Миллионы, а затем и миллиарды людей с удовольствием передали свои личные данные и онлайн-историю компаниям, которые монетизируют эти сведения. Правительства, которых сперва новые технологии застали врасплох, воспользовались ситуацией и построили самую продуманную систему слежки в истории», — пишет Нотон. По его мнению, действия технологических компаний стали по определению политическими.

Католическая церковь в 16 веке также имела колоссальную власть над людьми, при этом ее авторитет был неоспорим. Однако проблемы заключалась в другом — католицизм действовал в парадигме феодализма и не отвечал интересам нового класса — буржуазии. Церковь обвиняли в коррупции, тяге к роскоши и обогащению, а поводом для выступления Мартина Лютера стала торговля индульгенциями.

В результате 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к двери собора в Виттенберге список из 95 тезисов, который дал начало Реформации и широко распространился благодаря технологии печати.

Как поясняет Нотон, Лютер выступил одновременно против идеологии церкви и против ее бизнес-модели, а главное, подал свой протест в форме, отвечающей духу времени. Исследователь считает, что пришла пора выпустить аналогичные тезисы, подрывающие авторитет современных ИТ-корпораций. Для этого Нотон создал сайт 95theses.co.uk, который запустится в годовщину начала Реформации 31 октября.

Колумнисты Guardian уже не первый раз выступают с критикой существующих ИТ-корпораций. В конце августа британский политолог, эксперт по цифровой экономике из Королевского колледжа Лондона Ник Срничек призвал национализировать Google, Facebook и Amazon, так как они приобретают все большую власть и превращаются в монополистов.

О религиозном характере современных соцсетей и приложений пишет израильский историк Юваль Ной Харари. В своей книге «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня» он отмечает, что люди все чаще обращаются за ответами не к церкви, а к алгоритмам. Именно алгоритмы определяют, с кем встречаться, где жить и как решать финансовые проблемы. Влияние в этих сферах дает компаниям еще большую власть.

Юлия Красильникова,
"ХАЙТЕК", 30 октября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования