Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"DEUTSCHE WELLE": "Николай II" из "Матильды" хочет приехать в Санкт-Петербург. Эксклюзивное интервью актера Ларса Айдингера, сыгравшего Николая II


На премьере фильма "Матильды" в России не было исполнителя главной роли. Ларс Айдингер (Lars Eidinger), сыгравший российского императора Николая II в этой картине, в интервью DW рассказал о своем отношении к скандалу, разгоревшемуся вокруг фильма и своем желании съездить в Санкт-Петербург инкогнито.

DW: Критики фильма "Матильда" постоянно говорят об "омерзительных постельных сценах". Может ли, с точки зрения профессионального актера, постельная сцена быть "омерзительной"?

Ларс Айдингер: Надо признать тот факт, что есть люди, у которых другие ценности, чем, например, у меня или у всего западного мира. Есть глубоко религиозные люди, для которых секс сам по себе - нечто омерзительное. Нельзя говорить, что мою свободу самовыражения должен разделять каждый. Я могу себе представить, что есть люди, которые чувствуют себя уязвленными.

Но причиной протестов стали не отдельные сцены или содержание фильма, а сам по себе факт того, что образ Николая II был воплощен на киноэкране. Это воспринимается как провокация, потому что речь идет о святом. Может, я и не могу этого понять, отталкиваясь от моей системы ценностей, но я могу себе это представить.

- Вас уже критиковали так резко за какую-нибудь другую роль?

- Нет… И я не воспринимаю это как критику моей роли. Все эти фотографии, которые используются для того, чтобы показать, что я - порноактер и сатанист, они взяты из театральных постановок, это не я лично. Эти люди атакуют мои художественные образы. Это не имеет отношения к моей личности.

- Вы жалеете, что согласились на эту роль?

- Нет. Я очень горжусь этим фильмом. И считаю его настоящим шедевром. Я очень доволен результатом и очень рад этому опыту. Одна из причин, по которым я согласился на роль Николая II, была в том, что я хотел получить личное впечатление о России. В нашем западном мире мы тоже подвергаемся манипулированию средствами массовой информации. Я вырос в Западном Берлине, вырос на голливудских фильмах. В каждом "Бонде" воплощение зла - русский. И пусть это звучит банально, но именно ради того, чтобы покончить с этими клише и ощутить настоящую реальность, я и поехал в Россию. И у меня появилось там много новых друзей. Все было не зря. И я в любой момент готов сняться в новом фильме Алексея Учителя.

- Вы можете себе представить подобный взрыв возмущения в Германии? Если, например, снимут фильм о Мартине Лютере с российским актером в главной роли? Или о каком-то святом?

- Вполне. У нас тут была в театре постановка под названием "FEAR". Сторонники  правопопулистской партии "Альтернативы для Германии" устраивали протест и пытались сорвать представление. В каждой стране - свои конфликты. Так что это далеко не чисто российская проблема.

Просто в этом конкретном случае я стал главной мишенью протеста. В тот момент, когда Наталья Поклонская показывает мою фотографию в камеру и, переполненная ненавистью, говорит, что исполнитель главной роли порочит царя, для меня это представляет конкретную угрозу. Когда поощряют тех, кто начинает поджигать кинотеатры, в которых собираются показывать "Матильду", можно предположить, что найдутся люди, готовые причинить боль мне лично.

И поэтому я решил не ехать на премьеру. Хотя это решение далось мне с трудом. И  вероятность того, что со мной действительно что-то случилось бы, была совсем не высокой.

В Германии я точно не привык к тому, что роль может быть связана с таким риском и что кто-то может ненавидеть меня до такой степени.

Вся эта история достигла такого накала, потому речь идет о прецеденте. Если такой фильм может подвергнуться цензуре и быть запрещен, это будет иметь последствия для всего искусства, для свободы слова. И это - главная угроза. То, что делает этот конфликт таким опасным!

- Мы говорим о художественном фильме. Почему люди не могут отделить художественный вымысел от реальности? От оскорбления "традиционных ценностей"?

- Потому что речь идет о воплощении образа реальных людей, которые когда-то жили. Фассбиндер однажды сказал, что жизнь - это еще большая ложь, чем кино. У меня в этом здании через час спектакль, в котором я играю Гамлета. Для меня это реальная жизнь. Я стою на сцене и переживаю все эти эмоции. То есть театр - это реальность. Эту фразу я цитирую в постановке. В тот момент, когда я участвую в вымысле, он становится моей реальностью.

Также сложно сказать: "Это был всего лишь фильм". Даже когда очевидно, что это вымысел, люди выходят из кино и думают, что они увидели и почувствовали то, что происходило на самом деле. Отсюда и вытекает ответственность, которую важно осознавать. И мы очень ответственно подошли к образу Николая II. Я испытываю огромную симпатию к нему. Он проявляет человеческие черты, даже когда терпит крах. У меня возникают трудности, когда людей возвеличивают. Это создает дистанцию. Для меня в искусстве речь идет о форме идентификации. Задача искусства не в том, чтобы обожествлять человека, а в том, чтобы познать себя.

- Что должно случиться, чтобы вы без страха поехали в Россию?

- Надо просто поехать в Россию без привлечения общественного внимания. Я тут думал, может через две недели слетать в Петербург, сходить в кино и посмотреть "Матильду". Просто потому, что я скучаю по городу, друзьям и коллегам, с которыми проработал там почти два года.

Владимир Есипов,
"DEUTSCHE WELLE", 26 октября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования