Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО": Христианский ренессанс в Осетии. Входившая в греческий Синод Противостоящих Аланская епархия - единственная Церковь, зарегистрированная в Северной Осетии


Религиозная жизнь осетинского народа – одно из самых сложных явлений духовной жизни этносов бывшего СССР. Христианство в самых разных проявлениях, ислам, язычество – все это переплелось в сознании немногочисленного кавказского народа. “Russian Review” постоянно уделяет внимание осетинской религиозности (Тимур Дзеранов, Ольга Олейникова Религиозная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания. №34 (февраль 2009), Михаил Рощин. Ислам в Северной Осетии. №34 (февраль 2009), Сергей Филатов. Рыльская духовность. Уникальное наследие архимандрита Ипполита (Халина), №55 (январь 2012), Михаил Рощин. Религиозная жизнь Южной Осетии: в поисках национально-культурной идентификации. №57 (апрель 2012), Яна Амелина. Осетинский народ в поисках религиозной идентичности., № 67 (январь 2016).

Осетинский народ политически разделен – часть его проживает в республике Северная Осетия (Алания) в составе РФ, другая часть – в Южной Осетии, самостоятельном, частично признанном государстве. В последние годы в православной епархии, расположенной в Северной Осетии происходили серьезные конфликты. Возможно, что это послужило причиной кризисных явлений в православной общине Северной Осетии и роста язычества и укрепления ислама. Иное дело – Южная Осетия. Именно здесь наблюдается укрепление и рост христианства.

Реальное количество населения, проживающего в Южной Осетии определить весьма сложно, и я даю его на основании собственной оценки, базирующейся на собственных наблюдениях, опросе специалистов и местных жителей. Если сопоставить данные различных переписей, то получается, что в советское время прирост населения в Южной Осетии был относительно незначительным. В 1926 г. там проживало 87 300 чел., из них: осетин – 69%, грузин – 27,6%. По данным последней советской переписи 1989 г. в Южной Осетии жило 98 527 чел., из них: осетин – 66,2%, грузин – 28,9%, в Цхинвале в то время проживало 39 800 чел. По данным кануна Августовской войны в 2008 г., население ЮО составляло примерно 72 000 чел., из них: осетин – 64,3%, грузин – 25%1. Из приведенных сведений видно, что соотношение главных этносов на протяжении последних ста лет было в ЮО примерно одинаковым. Августовская война (7-12 августа 2008) привела к серьезным демографическим изменениям и массовому оттоку грузинского населения в Грузию, особенно это касается грузинского анклава (села Тамарашени, Ачабети, Кехви и Курта), располагавшегося в непосредственной близости от Цхинвала. Другая ситуация существует в Ахалгорском (Ленингорском) районе, который был возвращен в состав РЮО после Августовской войны. По данным переписи 1989 г., в Ахалгорском районе проживало 12 100 чел., из них: осетин – 44,2%, грузин – 53,8%2. Согласно сайту Президента Республики Южная Осетия, государственными языками признаются «осетинский и русский. Осетинский и русский языки, а в местах компактного проживания граждан РЮО грузинской национальности – грузинский, признаются официальными языками органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления»3.

Хотя имел место некоторый отток населения из этого района на территорию Грузии, тем не менее там и сейчас проживает много грузин наряду с осетинами. Как представляется, в настоящее время на территории РЮО живет примерно 60 000 чел., при этом надо иметь в виду, что часть местного населения постоянно перемещается между РЮО и Россией. Сегодня в республике есть только два города: столица Цхинвал, в котором проживает примерно 50% населения РЮО или даже чуть больше, и Квайса (количество жителей – около 1000 чел.)4.

Протяженность границы с Грузией составляет примерно 400 км, что достаточно много для небольшой и малочисленной республики5. Столица республики Цхинвал находится практически у самой границы с Грузией. До ближайшего грузинского села Никози от города всего 3-4 км.

Религиозная ситуация в РЮО отличается определенным своеобразием. Единственным культовым учреждением, пережившим советское время и всегда действовавшим в те годы, была цхинвальская синагога. Старая синагога, позднее превращенная в еврейский культурный центр, серьезно пострадала еще во время ракетно-артиллерийских ударов грузинских войск в 1991-92 гг. Здание новой синагоги неплохо сохранилось, но в виду массового выезда местных евреев, преимущественно в Израиль, оно сейчас используется осетинскими пятидесятниками, которые проводят свои богослужения в задней части здания, где раньше была столовая и помещение для нерелигиозных собраний. В передней части синагоги, где проводились иудейские богослужения, пятидесятники не собираются. Здание передано пятидесятникам последним раввином иудейской общины Цхинвала, покинувшим город в 1992-м г. Кроме того, в других населенных пунктах республики есть еще 6 общин пятидесятников. По моим личным наблюдениям, это – вторая по количеству последователей конфессия в РЮО после Православной Церкви. Среди пятидесятников довольно много представителей местной интеллигенции. Богослужение обычно проходит на двух языках: осетинском и русском. Официально пятидесятники в РЮО пока не зарегистрированы, но своей религиозной деятельностью занимаются свободно. Они, в отличие от местных православных, прочно включены в общероссийскую структуру пятидесятников и входят в Объединенную церковь христиан веры евангельской стран СНГ и Балтии.

Кроме пятидесятников в РЮО есть баптисты, которые еще в конце 2009 г., официально обратились с заявлением о подготовке своей регистрации в Горисполком Цхинвала, и адвентисты.

Сегодня единственной церковной организацией официально зарегистрированной в РЮО является Аланская епархия, которая первоначально входила в Греческую старостильную православную церковь Синода противостоящих митрополита Киприана (Orthodox Church of Greece [Holy Synod in Resistance]). С 2007 г. митрополит Киприан (Куцумбас) вошел в состоянии комы, и с октября 2007 работой Синода Противостоящих руководил епископ Киприан (Гиулес)6. С 18-го марта 2014 г. Аланская епархия вместе с синодом митрополита Киприана входит в старостильную Церковь истинно-православных христиан Греции, основанную синодом митрополита Хризостома7.

Согласно конституции РЮО, православие является основой национальной культуры осетин. Как я уже отмечал, в советское время действующих православных приходов на территории Южной Осетии не было. В постсоветское время на территории грузинского анклава были открыты приходы Грузинской патриархии.

Московский патриархат до сих пор официально признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви, что, на мой взгляд, в основном связано с каноническими проблемами, существующими у РПЦ на Украине. Отказ РПЦ от признания канонических прав Грузинского патриархата на территорию Южной Осетии может подорвать ее позиции в стремлении сохранить канонические права на Украину, что безусловно в данном случае является приоритетным. Следует отметить, что в Южной Осетии и сегодня остались приходы Грузинской Православной Церкви. Они находятся на территории Ленингорского района, там же в самом Ленингоре (по грузинской терминологии Ахалгори) находится и резиденция местного грузинского митрополита Никозского и Цхинвальского Исаии Чантурии.

Там же, где проживали осетины, стали первоначально возникать приходы Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Эта деятельность была, главным образом, связана с именем отца Георгия Пухатэ (Пухаева). В 1999 г. отец Георгий подписал соглашение с правительством РЮО о взаимодействии и взаимной помощи. В 2005 г. он становится епископом Аланской епархии, сложившейся в РЮО и вошедшей сначала под омофор греческого митрополита Киприана, а в 2014 году в состав старостильной Церкви истинно-православных христиан в Греции, возглавляемой сегодня архиепископом Каллиником.

В настоящее время в составе епархии 5 приходов и монастырь Рождества Богородицы в Джавском районе. В сентябре 2016 в Ленингоре была открыта церковь Рождества Богородицы для православных осетин. Богослужение в Аланской епархии совершается на церковнославянском и осетинском языках, который постепенно все больше входит в употребление.

5 июня 2010 епископ Георгий взял годичный отпуск и покинул Южную Осетию (официально – по состоянию здоровья, неофициально – из-за разногласий с духовенством). После его отъезда Аланской епархией руководил благочинный, отец Яков Хетагуров. 19 мая 2011 г. синод Греческой старостильной церкви отправил епископа Георгия Пухатэ в отставку, назначив временным управляющим Аланской епархией епископа Мефонского Амвросия Байрда. Епископ Мефонский Амвросий Байрд является интересной фигурой. Он – природный англичанин, родившийся 14 августа 1949 г. в Лондоне, хорошо владеющий русским языком. В 1968 г. будущий епископ Амвросий окончил Институт искусства Курто в Лондоне и стал профессиональным искусствоведом. Позднее он принял решение перейти в православие, одновременно взяв на себя монашеское служение в 1973 г. в монастыре святых Киприана и Иустины в Фили (Греция). Владыка Амвросий – автор ряда богословских книг и статей, хорошо знающий, в том числе, и русское православие. Я в очередной раз встретился с епископом Амвросием 27-го апреля 2017 в Москве, который, как обычно по доброй традиции, останавливался в гостеприимном доме семьи князей Голицыных, возвратившейся на родину из эмиграции. Он как раз возвращался из Южной Осетии, где встречал Пасху и участвовал в инаугурации нового президента Анатолия Тибилова. Епископ Амвросий отметил, что восстановление Цхинвала и республики шло быстрыми темпами при предыдущем президенте Леониде Тибилове: почти восстановлены Цхинвальский университет, городской театр, церкви строятся и восстанавливаются по всей республике. В Цхинвале уже почти 20 лет работает православная гимназия (около 240 учащихся), директором которой является отец Юрий Джиоев.

1 См. подробнее http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnsossetia.html
2 А. Цуциев. Южная Осетия: этническая карта по данным переписи 1989 года. Цхинвал, 2007.
3 Источник: http://presidentruo.org/category/respublika/
Все права защищены © Официальный сайт Президента Республики Южная Осетия
4 Варвара Пахоменко. Обитаемый остров: заметки о демографии юго-осетинского конфликта http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/173406/
5 См. подробнее о демаркации югоосетино-грузинской границы http://osinform.org/43744-sergey-kolbin-opredelenie-linii-granicy-process-dvustoronnego-priznaniya-i-vzaimnyh-soglasheniy.html
6 http://www.synodinresistance.org/Administration_en/
7 http://www.ecclesiagoc.gr/

Михаил Рощин,

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО", 11 октября 2017 г.


 

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования