Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"Province.Ru": Путь паломника


Странник

8000 километров за два года прошагал по России красноярский паломник

Красноярского православного паломника Александра Садыкова можно по праву занести в Книгу рекордов Гиннесса. Более 8000 километров прошел он по святым местам России. Сам паломник как о рекорде об этом никогда не задумывался, совсем не ради этого он совершил свой сумасшедше длинный пеший поход. Делает это он по велению души.

Начал Садыков свой путь во славу Божию в день празднования казанской иконы Божией матери – 21 июля 2000 года. По благословению епископа Красноярского и Енисейского Антония Александр направился к Соловецким островам, дав обет не пользоваться никаким транспортом. Почти двухлетний пеший путь православного странника начался от Покровского кафедрального собора в Красноярске, а завершился в Спасо-Преображенском храме Валаамского мужского монастыря в конце марта нынешнего года.

Александр не впервые совершает православное паломничество. Например, путь до Москвы он преодолел уже в третий раз. Первый, в 1992 году, в честь 600-летия со дня смерти великого русского святого Сергия Радонежского, с посещением Троице-Сергиевой лавры, где лежат мощи преподобного. Второй, в 1999 году – в честь 2000-летия Рождества Христова, с посещением храма Христа Спасителя, где Александр встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

- Первое свое путешествие я совершил еще в детстве, когда воспитывался в детском доме в подмосковном городке Балашихе, - делится своими воспоминаниями Александр. - Сбежал и добрался своим ходом до Сергиева Посада. В 1992 году, уже будучи взрослым человеком, решил вновь отправиться пешком в эти места, тем более что был повод - в стране широко праздновалось 600-летие со дня рождения Сергея Радонежского. Работал тогда на вагоноремонтном заводе. После того как твердо принял решение отправиться в путь, написал заявление и пошел к директору завода. Для руководителя это явилось громом среди ясного неба: работник его предприятия вдруг ни с того ни с сего пойдет пешком по всей стране. Тогда это было еще большой редкостью. Начальник сказал, что этого нельзя делать наспех, надо как-то продумать, организовать. Но затем все же, слава Богу, разрешил мне взять отпуск без содержания.
Обратился за благословением к епископу Красноярскому и Енисейскому Антонию. Изложил цель моего паломничества в письменном виде. Он очень удивился такому моему желанию, дал время на обдумывание. Когда я пришел вскоре к владыке на собеседование, он очень внимательно меня выслушал. Конечно, ему было очень интересно, как я справлюсь со столь непростой задачей, ведь путь предстоял неблизкий. Видимо, мои доводы оказались убедительными, я получил благословение, владыка вручил "охранное" письмо за своей подписью.

Пешие походы по стране не всегда проходили гладко, дважды Александр подвергался жестокому избиению. Во время последнего паломничества, когда странник преодолевал расстояние в 180 километров по Карелии, от Петрозаводска в сторону Соловецких островов, группа подростков напала на него. В народе этот участок пути прозвали "долиной смерти". Здесь на всем протяжении нет поблизости ни одного населенного пункта. Избили паломника малолетние преступники довольно основательно: позже, после осмотра, врачи зафиксируют перелом двух ребер, сотрясение мозга. Внимание юнцов привлек рюкзак божьего человека, где они рассчитывали найти что-либо ценное. Перерыв все вещи и не обнаружив, на их взгляд, ничего стоящего, они обрушили весь свой гнев на бедного путника. Два дня отлеживался Александр возле дороги, прежде чем смог продолжить свое путешествие.

- Идти было ужасно больно, - видно, что и сейчас Садыков говорит об этом с горечью. – Рюкзак нести было очень неудобно, сломанные ребра давали о себе знать. Сильно болела голова.

Не знаю, что или кто помог святому паломнику в этот раз, но он сумел все же добраться до конечной цели своего путешествия. Хотя в день преодолевал 15-18 километров, тогда как обычная его норма составляла 35-40 километров.
В подобной ситуации Садыков оказался и во время второго путешествия, когда ему нанесли жестокие побои на территории Татарии. Здесь его пытали прижиганием, до сих пор после той истории остались раны на ноге. Извергами были также мальчишки лет по пятнадцать-шестнадцать, внимание которых опять же привлек рюкзак с его содержимым.

Александр не склонен связывать эти преступления с проявлением какой-то религиозной мести или вражды на идейной почве. Просто злобствовала толпа распоясавшихся юнцов, которым было безразлично, кто станет объектом их нападения.

- В Татарии меня избили мусульмане. Но уже другие мусульмане оказали мне первую помощь: вызвали сразу же милицию, "скорую помощь", помогли чем могли, благословили на трудную дорогу. И дело здесь совсем не в том, какого вероисповедания человек, а в том, что у него внутри, что у него в душе.

Каждый раз во время избиения Александр прикрывался иконой Божией матери, и она оставалась всегда совершенно невредимой.

Об этих печальных эпизодах странствий Александр не любит говорить. Гораздо больше было теплых, душевных встреч с людьми. Хотя во время первого паломничества, как говорит Александр, его встречали радушнее, сейчас люди стали более злыми, раздраженными. Местное население в основном оказывало всемерную помощь: приносили вещи, продукты, даже деньги. Деньги он никогда не брал. Иногда вещей было так много, что паломник раздавал их нуждающимся старикам в домах престарелых и приютах.

- Особенно запомнился мне эпизод в Кемеровской области. Я подошел к мемориалу в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Здесь во время одного из моих путешествий я принял участие в крестном ходе, на этом месте был установлен крест. Неподалеку парни расположились на лужайке и готовились к пикнику с изрядным количеством спиртного. Я сразу обратил внимание, что вокруг памятника навалены кучи мусора и хлама.
Александр молча поставил рюкзак и стал наводить порядок. Через некоторое время парни стали ему помогать. Причем он не читал им нотаций, не взывал к совести. Молодые люди, после того как очистили территорию, подошли к паломнику. Он поведал им историю создания этого мемориала. Они как-то сразу стали серьезными, у них пропало настроение устраивать в этом святом месте попойку.

- У меня на глазах молодые люди вылили все приготовленное вино на землю. Они пообещали, что пока живут на этом месте, возле мемориала будет порядок. Проводили меня в дорогу, пожелав счастливого пути.

Со слезами на глазах говорил странник о встрече во время пути с маленьким, больным мальчишкой лет пяти. Александра поразило его изможденное лицо, на котором светились только огромные глаза. Паломник накормил, обогрел мальчонку, дал одежду, продукты. Юное создание не знало, крещеное оно или нет, поэтому Александр отдал ему свой крестик. Хотя до сих пор не знает, имел ли на это право, но говорит, что Бог рассудит. К большому сожалению, не было возможности взять это маленькое, несчастное существо с собой. Они несколько сот метров прошли вместе и вынуждены были расстаться.

- Во время путешествия часто видел разрушенные, разграбленные церкви и храмы, это вызывало боль в моем сердце. Особенно горестно было, когда наблюдал, что в этих святых местах люди выпивают, курят. Когда однажды попытался сделать замечание, собравшиеся в заброшенном храме люди стали оскорблять меня, даже набросились с палками, стали отбирать рюкзак. Отрадно, что сейчас многие церкви и храмы, даже в глухих деревнях, восстанавливаются, во многих из них уже идут службы.

Александр дал обет питаться в дороге только сырыми продуктами, практически обходился одними овощами. Очень часто, особенно в жаркое время, запасы воды кончались. Доводилось пить из луж, окрестных водоемов.

- У меня с собой был серебряный крестик, с помощью которого я очищал воду. Слава Богу, ни разу не болел инфекционными болезнями. В дороге болезни обходили меня. Пройдя пешком почти всю Россию, красноярский паломник приобрел уверенность, что в центре страны, ближе к Москве, народ более порочный. Здесь он наблюдал, как дети, не стесняясь, в присутствии милиционеров, дышат наркотическими веществами. И охранники правопорядка их не останавливают. Нормой жизни, к сожалению, стали пьянство, наркомания, разврат. Садыков считает, что в России самый хороший народ обитает в Сибири - не избалованный, душевный. Здесь люди еще верят, что наступит со временем рассвет в стране, добро в конце концов победит зло.

Сейчас у Александра появилась заветная мечта - пойти трудиться в мужской монастырь. Он штукатур-маляр, поэтому его руки там пригодятся. На мой вопрос, не желает ли он стать монахом, странник ответил, что пока не готов к этому важному шагу в своей жизни. Как он считает, прежде надо проделать большой путь по пути душевного очищения. Только тогда можно говорить о монашестве. Но перед своим уходом из светского мира он хочет еще совершить пешие походы в монастырь в Енисейске и поклониться мощам святого Иннокентия в Иркутске.

Виктор ОСМОЛОВСКИЙ

Сибирский календарь №25 19.06.2002


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования