Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"DEUTSCHE WELLE": Верноподданные против "Матильды": почему такого не было в СССР. Интервью кинокритика Евгения Майзеля о советских ассоциациях, которые вызывает кампания против "Матильды"


DW: Похожа ли ситуация с "Матильдой" на то, что происходило в Советском Союзе, ведь по словам некоторых чиновников, фильм стоило бы даже запретить?

Евгений Майзель: В Советском Союзе могли запретить фильмы социалистические, коммунистические, и, конечно же, запрещали различные эстетские эксперименты несоветской направленности. Но чтобы запрещали то, чего нет, - такого советская власть не знала, если не рассматривать случаи, когда цензоры работали в режиме реального времени, а режиссер изначально не имел полной свободы.

В этом смысле история с "Матильдой" - это казус курьезный и одновременно очень серьезный. Он курьезный потому, что это нарушает наши представления о базовых конституционных свободах и заодно о здравом смысле. И он в то же время серьезный, потому что имеет большие последствия. В результате запросов и деятельности госпожи депутата (Натальи Поклонской - Ред.) главы республик обращаются к министерству культуры с тем, чтобы им запретили показ "богохульного" фильма в их республиках. Вещь абсолютно беспрецедентная, любопытный изгиб верноподданнической мысли. Министерство культуры, которое у нас, заметим, вовсе не является либерально-демократическим, все же вручает режиссеру фильма прокатное удостоверение. Но главы республик на местах сами решают запретить то, что еще никто не видел. Ситуация с "Матильдой" сочетает анекдотическую, даже постыдную историю с серьезными законодательными прецедентами.

Конечно, и худсовет советских времен, и нынешние поборники нравственности нарушали закон тогда и нарушают его сейчас. Ведь и в Советском Союзе цензура была формально запрещена, и сейчас действует конституция, где сказано, что цензура - это уголовное преступление. Но если в Советском Союзе шла речь об оценке конечного произведения, то сегодня госпожа депутат даже не видела фильм, и ее это не останавливает.

- В чем особенность кинематографической цензуры в Советском Союзе?

- Особенность состоит в том, что советская история кино была связана с цензурой с самого начала. Кинопроизводство - вещь солидная, дорогостоящая, в нее вовлечено много людей, и государство с самого начала увидело значимость кинематографа. Но в 1910-е и 1920-е  годы еще была некая эстетическая вольница. За это время было создано большое количество выдающихся фильмов самых разных художественных направлений - тогда торжествовал эксперимент. Но в конце двадцатых - начале тридцатых годов вольница закончилась. Многие режиссеры пострадали. Пожалуй, ни один выдающийся режиссер того времени не избежал обвинений в формализме. Соцреализм стал торжествовать, и с этого момента доминировал социалистический стиль с идеологической направленностью.

-  По каким критериям власть запрещала фильмы?

- Здесь снова парадокс: строгих критериев не было, критерий был один - понравиться главному зрителю страны. В начале тридцатых было важно понравиться товарищу Сталину. Тонкость ведь в том, что никакие вообще советские режиссеры не были, даже в мыслях своих, антисоветчиками. Все они снимали фильмы о вещах, которые они считали правильными и коммунистически направленными. Тем не менее, многие великие режиссеры, которые были радикальнейшими коммунистами и старательно возвеличивали действительность, например, Дзига Вертов, товарищу Сталину не нравились. А нравились ему голливудские фильмы, и он хотел, чтобы в СССР был аналог Голливуда.

Любопытно, что эта схема, в ослабленном виде, просуществовала почти до конца советской власти. Потому что и Хрущев, и Брежнев любили смотреть новое кино.

С Брежневым связана история, например, обратного свойства. Худсовет и министр культуры, которые были основными цензорами, могли зарубить фильм и положить его на полку. В частности, серьезные вопросы вызвал фильм "Джентльмены удачи" – все-таки там много из жизни криминального мира, что не очень-то красит советскую действительность. Но Брежневу картина понравилась, и вскоре она вышла в широкий прокат.

- Вы упомянули Дзигу Вертова…

- Вертов промахнулся - не понравился Сталину несколько раз. В годы войны на студии ЦОКС Вертов снял фильм "Тебе, фронт" - это была его последняя попытка вернуться в большое кино. Однако и этот фильм не пришелся товарищу Сталину по сердцу, после чего Вертов, этот великий изобретатель и автор, которому поклонялся сам Чаплин, до конца своих дней работал редактором монтажа, просто монтировал чужие документальные фильмы, поточную продукцию.

Многие фильмы оказывались на полке и после войны, попав к широкому зрителю лишь с перестройкой и после. Это были фильмы наших важнейших кинематографистов, главных художников и мыслителей кино. Например, фильмы режиссеров Алексея Германа, Киры Муратовой, Элема Климова, Глеба Панфилова и многих-многих других. Надо понимать, что история полки нередко отражала историю наиболее творческого и смелого кинопроцесса, скрытого от широкого и вообще любого зрителя. Некоторые фильмы просто спасали. Фильм "Комиссар" режиссера Александра Аскольдова должен был быть уничтожен, но режиссер Сергей Герасимов успел вынести пленку и спрятать ее. Пленку обнаружили во времена перестройки.

- В разные десятилетия существования СССР в фильмах вырезали сцены различной тематики. Например, при Брежневе вырезали сцены, связанные с алкоголизмом, а при Хрущеве в фильмах надо было избегать образа Сталина...

- Да. Любопытно, что можно обнаружить параллели этого мягкого форматирования действительности и с нашим временем. Если мы, например, говорим про эпоху Брежнева, то в эти годы начинает постепенно возвращаться в массовую культуру образ Сталина. Как известно, при Брежневе началась мягкая форма ресталинизации, которую мы можем наблюдать и сейчас. Сегодня мы видим образ вождя народов в эмблемах, в кино - причем в довольно неожиданном виде. После разоблачения преступлений лично Сталина и его приближенных о нем вдруг начали говорить в так называемом "объективном" ключе, допускающем добродушное отношение к зверствам того времени.

Элина Ибрагимова,
"DEUTSCHE WELLE", 11 сентября 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования