Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНТЕРНЕТ-СОБОР": Несколько слов о старообрядчестве. Помимо "экуменизма и имябожия", "самым тяжелым и губительным искушением Русской Церкви стало искушение обрядом", считает первоиерарх РПЦЗ(А) Митрополит Агафангел


Православная Церковь постоянно подвергалась и подвергается атакам с разных сторон. Изначально это были ереси и расколы, начавшиеся ещё в апостольские времена и продолжающиеся по сей день. Сейчас, наряду с древними ересями, активны нововозникшие – экуменизм, имябожие, модернизм и прочие искушения, с помощью которых диавол пытается разрушать единство Церкви. Однако, среди множества бедствий, обрушившихся на Православную Церковь, самым, наверное, тяжёлым и губительным искушением Русской Церкви стало искушение обрядом.

Обряды Церкви с течением времени в процессе своего становления менялись (хоть Церковь всегда прилагала усилия хранить их неизменными), они сами по себе не спасительны и отражают путь христианства в том или ином народе или местности. В каждом приходском храме есть свои обрядовые особенности. Греческий православный обряд весьма отличается от русского, так же как, скажем, отличаются друг от друга румынский, грузинский и т.д. (особенно, если принимать во внимание различие языка). Есть ещё латинский, англиканский, армянский и достаточно много других обрядов, в которых множество элементов, оставшихся от первохристианских времён, и в случае массового покаяния и присоединения этих еретиков к православию, они могли бы остаться со своими обрядами. Главное – хранение и соблюдение православных догматов, в которых Истина. Обряды разных православных народов могут различаться и различаются, и в них есть своя правда, но не Истина, которая одна и неизменна для всех и навсегда.

Беда старообрядцев в том, что они придают обряду значение Истины, привносят в них мистическую составляющую: "умрём за одну букву" не придавая значение тому, что "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор 3.6). Служение букве, в сущности, аналогично упованию иудеев, спасающихся Законом (фактически – тем же обрядом). Православные спасаются благодатью, т.е. – Христом. Не следует забывать и того, что Христос Законом был осуждён: "Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть" (Ин 19.7). Поэтому православие, это, прежде всего, не свод законов и правил (хоть значение их никак не отрицается и не умаляется), а Тот, Кто выше Закона: "Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; ибо Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф 12.6,8). Закон непреложен в организационной жизни Церкви, и в этой области ни один канон и ни одно правило не может быть умалено – без канонов Церковь жить не может, но они, в тоже время, не есть цель жизни Церкви.

Часто указывают на правила и постановления различных авторитетных Соборов, касающиеся обрядовых установлений. Но при этом забывают, что общие правила зачастую вводят тогда, когда в жизни имеется различная практика и есть нужда привести всё в единообразие, и многие соборные правила преследуют именно эту цель. Это видно также из того, что случается, когда одни правила отменяют другие, действующие ранее – Церковь вправе это делать своим соборным во Христе сознанием.

Конечно, множество ошибок в обрядовых спорах было совершено и со стороны представителей Церкви и власти в XVII веке и позже, но даже если бы и все их действия были неправдой (что далеко не так), лучше, наверное, было бы их со смирением стерпеть, поскольку это не явилось искажением догматов, т.е., ересью. Но, к большому сожалению, того, что случилось, не вернуть. Слава Богу, со стороны Церкви пришло осознание неправоты некоторых своих шагов. Церковь признала старый обряд равночестным и этим открыла возможность восстановления единства. Сейчас, по факту, в Русской Церкви имеется два равных обряда: старый и новый, и это надо признать, и Церковь это признаёт. Но старообрядцы, упорствуя в своём расколе, заявляют, что поскольку их обряды больше не осуждаются, они, выходит, ничего не нарушили, поэтому каяться им не в чем, новый обряд они не признают и готовы принять в свой раскол православных тем или иным чином. Вот здесь уже имеет место упорство в расколе. 68-е Правило Карфагенского Собора признаёт всех еретиков и раскольников лишёнными благодати, поэтому раскол есть тяжкий грех перед Богом – упорствующим в расколе нет спасения. Кстати, сами старообрядцы, именуя Церковь расколом, не смущаются принимать в сущем сане беглых священнослужителей.

Исходя из того, что старообрядчество есть раскол, Всероссийский Миссионерский съезд в Киеве, прошедший в 1908 году (на котором присутствовало 640 делегатов – больше, чем на Поместном Соборе 1917-18 гг.), принял следующее:

"10. Об усилении сектантского движения в России.

… Были заслушаны журналы 1-ой противораскольничьей комиссии о беглопоповщине и ее священниках, ушедших от Православной Церкви. Комиссия пришла к следующему заключению:

а) ушедших в раскол священников считать немедленно лишёнными благодати, б) таинства, совершённые ими считать недействительными, в) возвращающихся по раскаянию можно принимать в сущем сане, подвергая их предварительной епитимии, г) если же они осуждены, или извержены, то принимать их как мирян, д) по удалении кого-либо в раскол епископ должен дважды призывать таковых к возвращению, а не внявших сему гласу, немедленно извергать из сана.

По предложению архиепископа Антония [Храповицкого] общее собрание в решении вопроса о беглых священниках присоединилось к вышеозначенному заключению комиссии". *

Справедливо известное изречение: "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь". Церковь всегда призывает упорствующих к единству в главном, как призывал к единству Христос: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин 10.16). Заглушает голос Христа в человеке только его личная гордость.

____________________

* Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Т. III. Издание Северо-Американской и Канадской епархии, Нью-Йорк, 1957, с. 232-233.

Митрополит Агафангел (Пашковский),

"ИНТЕРНЕТ-СОБОР", 31 августа 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования