Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": От Ленина до Путина, от Маркса до Бердяева. Современная российская власть ищет идеологический фундамент в русской религиозной философии


Марксистско-ленинское учение, что не удержало страну от развала, она отбросила. А начальству опереться на что-то хочется. Сегодня потенциальным идеологическим фундаментом российские политики считают всю русскую философию: от Соловьева до Шестова. С одной стороны – к их услугам море идей и суждений. С другой – поди найди среди них подходящее.

Советским вождям было непросто. То соратники интригуют, и надо их унять. То крестьяне торжествуют, надо их раскулачить и – в колхоз. То рабочие сачкуют – не желают ударно строить социализм, и приходится приучать. То индустриализация без западных специалистов и технологий невозможна, и надо их на что-то покупать или менять.

Опять же досаждает внутренний враг. И надо настроить вооруженный отряд партии на стахановскую рубку карающим мечом революции. И внешний враг не дремлет. И надо держать порох сухим, защищать священные рубежи и нести свободу народам. А гонка вооружений? А соревнование в космосе? А салочки с Америкой по атомным ракетам, молоку и мясу? И вообще, поди устрой жизнь в эдакой гигантской стране. А ведь еще и пьют…

Однако у советских вождей всех рангов – от парторга до генсека – всегда была опора. Философский фундамент, на коем, как считалось, возводится светлое здание коммунизма.

«Учение Маркса всесильно. Потому что оно верно! В.И. Ленин» – эта фраза объясняла, какая премудрость определяет человеческое бытие: от жарки яичницы и веры в Божий дар до утверждения генеральной линии и создания нового мира.

Маркс, Энгельс и Ленин Владимир Ильич написали достаточно.

Вот Ильич! Скажем, надо ему объяснить народу про власть. И он обращается к Марксу: «...трудящийся класс заменит старое гражданское общество ассоциацией, исключающей как классы с их антагонизмом, так и политическую власть…» Но – после пролетарской победы. А пока «политическая власть… есть организованная сила одного класса, имеющая целью подчинение другого». Отсюда и «диктатура пролетариата», и «красный террор».

Ленин обращался к Марксу, а Сталин черпал из родника ленинской мысли. Надо, к примеру, обосновать посадки и казни? Глянем, что пишет учитель: тех, «которые на деле не что иное, как переодетые в кронштадтски-беспартийный наряд меньшевики и эсеры, – держать бережливо в тюрьме», а те, что «к правительственной партии стараются примазаться… заслуживают только того, чтобы их расстреливать». Вот и пожалуйте.

Хрущев, в 1961 году обещавший, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Сталина не повторял, а обличал. Но часто цитировал их общего учителя, подчеркивая свое почтение к наследию классиков.

В 1959-м, вернувшись из США, он рассказал на митинге о Салюте наций в честь советской делегации: «После первого залпа я подумал: «Это – Карлу Марксу! Второй – Фридриху Энгельсу! Третий – Владимиру Ильичу Ленину! Четвертый – его величеству рабочему классу!..» – авангарду в походе к светлому будущему.

Человека труда, Маркса, Энгельса и Ленина часто поминали Леонид Брежнев и иные деятели последних лет советской власти.

Но как бы они ни внушали пролетариям всех стран ленинское: «...русский начал – немец, француз, англичанин доделает, и социализм победит», эксперимент потерпел крах. Хотя 70 лет ему хватало трех авторов и множества их томов. Надо было лишь найти верный текст.

Нынче не так. Потенциальным философским фундаментом российские политики, кажется, считают всю русскую философию: от Соловьева до Шестова.

В 2013 году в послании Федеральному собранию Владимир Путин сослался на Николая Бердяева, разъясняя суть консерватизма. Тот писал, что он «не в препятствовании движению вперед и вверх, а в препятствовании движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».

Возможно, президент исходил из гипотезы, что таков ныне выбор России. При этом что он понимает под «вперед и вверх» – не сообщил. Меж тем россияне разных взглядов понимают это по-своему. Кто – как нефтегазовый редут и домострой, другие – как устремленность в глобальный капитализм и либеральную демократию.

При этом сам Бердяев пишет, что тем, для кого консерватизм – «лозунг в политической борьбе», эта проблема «неведома в ее духовной глубине». Сам же считает его одним из «вечных религиозных и онтологических начал человеческого общества».

Впрочем, об онтологии, в коей пребывает политик, люди внешние могут лишь гадать. Странно было бы, услышав от Сталина на пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 года евангельское «ищите да обрящете», решить, что он живет в онтологии Бога. Если уж мы судим об этом, то не по словам, а по делам.

Как идейную основу этих дел пытались использовать Гумилева с пассионарностью (послание 2012 года), Бердяева и Константина Леонтьева (2013, клуб «Валдай») с его «цветущей сложностью» государства-цивилизации. Государство-цивилизация в целом подошло, а вот цветущая сложность – не вполне. Страна родных осин нынче не цветет, а, скорее, наоборот. Много в ней тяжких недугов. Кстати, Леонтьев служил лекарем в Крымскую войну.

И вот после крымских событий года 2014-го в послании является Иван Ильин, писавший: «...кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; … независимости и самостоятельности; свободы … как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец … свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».

Как ни относись к Ильину, а красиво. Ведь он это писал, когда Россия страдала под пятой большевиков. Слышна здесь и перекличка с девизом «Россия будет свободной!», который любит Алексей Навальный, решивший выдвигаться в президенты. Что ж, и свободу россияне видят разно.

Некая дама из чиновного сословия поместила в сети фото: край стола, том Ильина и носки элегантных туфелек… Так «философ кадила и нагайки», как назвал его другой философ – Кирилл Мартынов, – стал в этой среде настольным автором.

Оно и понятно. В 1937-м в тексте «Путь духовного обновления» он объявил веру, любовь, свободу, совесть, семью, родину, национализм, правосознание, государство и частную собственность основами будущей России, до которой не дожил. А в ходе недавних выборов в Думу этой России выяснилось: его перечень годен и правящей группе интересов, и партии ПАРНАС.

Не в этой ли годности всем – суть старых философских цитат в современных речах? Ведь и лоялисты, и оппозиция могут сказать о себе словами Менделеева (послание 2015 года): «Разрозненных нас сразу уничтожат...» Но кто обеспечит единство? Ведь менделеевская Россия с «воинством, благодушной семейственностью… да естественным ростом богатства и миролюбия» – это греза. Такой ее нет.

Или к миролюбию и богатству ведет «тернистый путь нашей страны», описанный Алексеем Лосевым в повести «Жизнь», что цитировал президент в последнем послании и который мы знаем?

Как и «годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины всё это свое, неотъемлемое свое, родное». Здесь Путин цитату завершает. А Лосев – продолжает: «Пусть в тебе, Родина-Мать, много слабого, больного, много немощного, неустроенного, безрадостного, но и рубища твои созерцаем как родные себе».

Но разве разница между менделеевским богатством и лосевским рубищем – в стране, смешавшей изобилие и нищету, – не химера? Разве с высоких трибун говорят о будущем не из-под глыб прошлого? Не из мифологии, где главное – жертва?.. И не из нынешней реальности, где, как сказал философ Александр Пятигорский, «большинство политиков не в состоянии произнести трех грамотных фраз о политике»?

Да, обязательного и единственно верного основополагающего учения больше нет. Как нет ничего основополагающего и единственно верного. А политическая Россия не наследует ни традиций империи, ни идеалов республики 1917 года, ни стремлений эмиграции, ни утопии Советов. А лишь берет у них – прошлых – по жменьке.

И повторяет.

Потому, думается, и остается она прошлой: топающей по старым граблям за иллюзией величия, оправдываясь мыслями давних мудрецов, обращенными к их современникам.

И не имея (или – не умея найти?) смысла бытия в мировом сегодня.

Значит, его найдут другие.

Дмитрий Петров,

"ГАЗЕТА.RU", январь 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования