Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВМИР": Почему бы уже не согласиться и не поклониться товарищу Сталину? Сергей Худиев рассуждает о возможности "христианского смирения" перед сталинизмом и уважении чувств верующих в Сталина


Это не должно нас шокировать

Опрос Левады, по которому на первое место среди выдающихся людей всех времен и народов попал товарищ Сталин, вызвал новую волну обсуждений. Конечно, значимость этих результатов не стоит преувеличивать — если поймать человека на улице и попросить за минуту вспомнить несколько знаменитых имен, получится, наверное, некоторая каша.

Сталина назвали немного меньше людей, чем в 2012 году (тогда было 42 %), но, так или иначе, у нас есть довольно заметное число сограждан (38 %), которые относятся к Сталину явно позитивно. Это не уникально для России — народы вообще склонны почитать кровоядцев, вон, во Франции Наполеон до сих пор окружен почитанием. Хотя знаменит он в основном тем, что обескровил свою страну настолько, что в 1815 году русские офицеры жаловались, что солдаты дезертируют из частей, а французы их охотно принимают и выдают за них дочерей — из-за острой нехватки мужчин и работников. В той же Франции есть немало гениев искусства, науки, благодетелей человечества — но, назовите навскидку первого знаменитого француза, и это будет Наполеон.

Что же, мы живем в обществе, которое не является христианским, это не должно нас шокировать. Да, по данным опросов, многие позитивно относится к Сталину, и еще большее число людей выступило против вывода абортов из ОМС. На нас лежит обязанность христианского свидетельства этому обществу — а для этого не нужно в нем растворяться и перенимать его нравы и оценки. Мы должны исходить из своих, церковных, христианских критериев.

Почему бы немного не согласиться

В этом отношении наше положение похоже на положение западных христиан — только на них общество давит в вопросе признания однополых сожительств браками. Мол, большинство же граждан — и даже кое-где большинство прихожан церквей — давно согласились, только католические епископы (и то не все) и кое-какие протестанты-фундаменталисты, как неродные, твердят, «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Мар.10:6) .

Общество смотрит на это как на бессмысленный фанатизм — ну что вы злые-то такие? И часть христиан прогибается — ну в самом деле, что нам со всеми ссориться-то? Хочется со всеми уживаться мирно, чтобы на тебя не смотрели косо. Но так не получится. Если уж ты решил быть христианином, придется потерпеть косые взгляды — и со стороны либерального общества,  и со стороны «либеральных христиан», которые под это общество прогнулись.

У нас общество совсем другое. Вот есть хорошие люди, добрые патриоты, которые в целом хорошо относятся к Церкви, как к носительнице национального духа — которые также хорошо относятся к товарищу Сталину. И только церковники, как неродные, их обижают — мол, Сталин им чудовище и духовный урод. Что вы людей-то обижаете? Ну почему бы немного не согласиться, не поклониться товарищу Сталину и не воздать ему хвалу?

Невозможно быть христианином и сталинистом

Что же, надо постараться объяснить, почему. Если коротко — религия не позволяет. Невозможно быть христианином и сталинистом. Христианство — это нетерпимая, экслюзивистская религия, в ней строго запрещается поклонение другим богам. А сталинизм — это то, что сами же коммунисты позднее определении как «культ личности». Это квазирелигиозное поклонение кому-то, кто не есть Бог.

Попытки задним числом приписать Сталину христианскую религиозность неизбежно разбиваются о хорошо сохранившиеся документы эпохи – поклонники вождя выложили в сеть полное собрание его сочинений, и из всего, что мы достоверно знаем, видно, что он жил и умер верным марксистом-ленинцем, диалектическим материалистом.

Но атеизм, в смысле последовательного материализма и отрицания Бога и духовного мира, как показывает история, никоим образом не мешает «слепой вере» в смысле нерассуждающего доверия и абсолютной преданности авторитету. В самом деле, мы можем по-разному определять понятие «религии». Если «как веру в сверхъестественное», то, конечно, партия Ленина, партия Сталина, славная партия большевиков, была в этом отношении не только религиозно стерильной, но воинственно атеистической.

Но если говорить о «религии» как о «предельной заботе» (Тиллих), то есть чем-то таком, что человек воспринимает как что-то самое важное в своей жизни, что-то, ради чего он живет и умирает, или «системе ориентации и поклонения» (Фромм), то сталинизм был создан именно как религиозная система, и именно в таком качестве продолжает существовать.

Апостол Павел пишет о том, что в роли языческих богов, поклонение которым запрещает первая заповедь, могут выступать не обязательно сверхъестественные существа вроде Зевса или Фреи – но и вполне посюсторонние вещи, вроде денег или чрева. Нечто, что человек ставит на первое место в своей жизни, что-то, в чем он ищет смысла и оправдания своей жизни, принадлежности к чему-то большему, чем он сам, и единства с другими людьми. Иногда идолы – это сами по себе неплохие вещи, которые человек просто ставит на ненадлежащее место в своей жизни – как те же деньги, или работа, или спортивные достижения.

Искренность и стокгольмский синдром

Но бывают идолы, которые с самого начала сконструированы именно как идолы – обтесанный столб, изображающий Перуна или статуэтка Астарты. Бывают идолы, не просто предлагающие, но и активно принуждающие к поклонению – как римские императоры, за отказ жертвоприносить которым страдали христианские мученики, или диктаторы ХХ века, которым воссылали непрестанную славу, благодарение и поклонение их подданные. Уклонение от такого поклонения было затруднительно; открытые возражения против него – самоубийственны.

Так устроена человеческая психология, что человек, принужденный выражать какие-то чувства из-под палки, вскоре начнет выражать их искренне – на этом основана техника так называемой «промывки мозгов». Человек, который, например, 99 раз воскликнет «слава великому Мао» под страхом сурового наказания, на сотый раз воскликнет это вполне искренне, и заплачет от умиления – как это он раньше не понимал, как премудр и благ дорогой товарищ Мао!

Нечто похожее называют «стокгольмским синдромом» – когда заложники понимают, что у них больше всего шансов выжить, если они будут сотрудничать с теми, кто их захватил, и очень скоро это сотрудничество становится вполне искренним. Даже когда принуждения давно нет, идолы могут вызывать самую искреннюю и глубокую привязанность – так, что любая критика в их адрес отвергается с негодованием. Как пишет современный (2013 год) поэт Станислав Субботин,

«Нельзя полюбить насильно, нельзя полюбить заставить…

А Сталин ведь очень любимый и это, конечно же, факт!

Поэтому Сталина будет Земля ещё славить и славить,

Поэтому Сталина светоч любой и рассеивал мрак…

Из всех полководцев Сталин был самым родным и любимым,

Прощаясь, над ним безутешно сутки рыдала страна…

И сколько б предатели злобой не пачкали Сталина имя,

Оно воскресает, как Феникс,  и снова спасает нас…»

Но для христианина существует заповедь Божия, которая воспрещает поклонение идолам. Запрещено поклоняться кому-либо, кроме Бога. Да, земным правителям следует оказывать должное почтение – но идол не требует почтения. Он требует поклонения и безусловной преданности. «Дорогой и любимый товарищ Сталин» – явление с совершенно отчетливым религиозным измерением, и это именно идол, и его почитание есть идолослужение.

Более того, он есть антихрист – и тут нам стоит уточнить, что в данном случае это слово не используется в качестве ругательства. У него есть точное значение, и Сталин под него подходит. Антихрист в абсолютном смысле – тот последний обманщик, который воцарится над всею землею непосредственно перед Вторым и Славным пришествием Господа. Но Апостол Иоанн говорит о «многих антихристах» (1Иоан.2:18) – то есть обольстителях, которые пришли в мир.

Славословия в адрес Сталина пародируют прославление Христа

Греческая приставка анти- значит не только «против», как она употребляется в современном русском языке, но и «вместо». Антихрист – это «вместохристос», тот, кто желает занять, в умах и сердцах людей, место, которое по праву может занимать только Христос. В этом отношении Сталин – как раз «вместохрист», фигура, требующая безраздельной любви, доверия, послушания, полной преданности и посвященности вместо Христа.

Более того, славословия в адрес Сталина прямо пародируют прославление Христа. Делалось ли это сознательно, подобно тому как «актуальные художники» насмешливо пародируют христианские образы, или просто религиозное отношение к вождю неосознанно подхватывало религиозный язык из чужой и враждебной – христианской – традиции, понять сложно – да это и не важно.

Важно, что пропаганда эпохи предлагает людям Сталина как отчетливого вместохриста. Взглянем, например, на текст Г. С. Черемина (1950 г) «Образ И. В. Сталина в советской художественной литературе». «Сталин, по справедливому определению Анри Барбюса, “создал то, что есть, и создает то, что будет” Прав был мудрый казахский акын Джамбул, сказавший: “Все великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина”… Нам радость жизни создал Сталин И воплотил ее в 3акон, – писал Демьян Бедный….”

Сулейман Стальский: "И лучших песен в мире нет, Чем те, где ты воспет, великий….Великий вождь, говорит писатель, в каждого из нас, советских людей, вложил частицу своей воли – “роздал нам себя”… Джамбул обращается к Сулейману Стальскому: "Мы с тобою свои песни посвятим/Величайшему на свете из людей"… М. Исаковский в своем стихотворении, посвященном вождю, правильно назвал Сталина “надеждой, светом и совестью всей земли”. Об этом же прекрасно сказал С. Чиковани в стихотворении “Надежда мира”.

Или обратим внимание на постоянное определение Сталина как «Солнца» – например, «народная» песня «много света»: «Это светит наше солнце — Сталин наш родной». Имя Сталина прославляется как имя выше всех имен: «Нет имени выше, чем Ленин и Сталин» (Песня о Столице)

Для человека мирского все эти восхваления Сталина могут показаться просто гротескными, преувеличенными, нездоровыми — но христианин, знакомый с Писанием и литургической практикой Церкви,  немедленно заметит другое.  Здесь о Сталина прославляют теми же словами, которыми Церковь прославляет Христа.

 

Кто же является Солнцем Правды?

Все это ставит нас перед необходимостью определиться, кто же является создателем того что есть и что будет, солнцем правды, кто является величайшим из людей, подателем радости и Закона, раздающим Себя верным, светом и надеждой всей земли, носителем Имени, которое выше всех имен — Сталин или Христос?

Если Сталин — то нам остается занять именно ту мировоззренческую позицию, которую занимал он сам, то есть признать христианскую религию обманом и подавлять, как говорил он сам,  «реакционное духовенство». Если Христос — то нам остается признать такие восхваления, которые принимал Сталин, чудовищным, вопиющим кощунством, а его самого — в точном смысле слова антихристом.

Невозможно занять промежуточную позицию — мол, нет имени выше, чем имя Сталина, но и Христа мы тоже где-нибудь пристроим, никто не уйдет обиженным. Такой возможности нам Сталин не оставил. Что более важно, нам такой возможности не оставил Христос.  «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8)

Массовые гонения на Церковь, убийства Епископов, священников и мирян, разрушение храмов это уже следствие, хотя и неизбежное, человекобожеской идеологии. Там, где правит вместохрист, там ко Христу неизбежно будут относиться враждебно. А христианину было бы не только неуместно поклоняться идолу — но и, тем более, чтить гонителя Церкви и убийцу святых. Это означало бы (назовем вещи своими именами), предательством,  переходом на сторону врага, который пытался уничтожить Церковь физически.

Для множества людей вокруг нас все это будет непонятно — потому что они не знают Христа. Но мы призваны терпеливо свидетельствовать, что у нас есть любимый Вождь и Учитель — и это не Сталин, не Гитлер, не Мао, не Ким Ир Сен. Это Господь наш Иисус Христос, истинное Солнце Правды, истинный Свет и Надежда, имя которого выше всех имен — сегодня и в день Страшного Суда.

Сергей Худиев,
"ПРАВМИР", 29 июня 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования