Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"66.RU": Православный Роскомнадзор. Как работает миссионерский отдел Екатеринбургской епархии РПЦ МП


Если ввести в поисковую строку «Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии», Google выдаст много новостей из прошлого: предупреждения о начале сезона охоты сектантов на людей от 2008 года, митинг против тоталитарных сект 2009 года, лекции по основам духовной безопасности в СИНХе 2015 года и т.д. Но с 2016 года новости прекращаются. О миссионерском отделе почти ничего не слышно, его деятельность не видна, и мы перестали понимать, чем вообще занимается эта структура.

У миссионерского отдела Екатеринбургской епархии богатое прошлое. Подчеркиваем — прошлое. Не настоящее и уж тем более не будущее. За последние годы его сотрудники организовали несколько десятков акций и митингов, на которых выступали против деструктивных культов. Они выходили на улицы против тоталитарной секты неопятидесятников «Новая жизнь», проводили акцию против приезда в город гадалки, служили молебен о здравии болящих «на совесть и голову» приверженцев «Свидетелей Иеговы» и даже привлекали прокуратуру для борьбы с администрацией Екатеринбурга, которая запрещала им проводить антисектантские пикеты.

Последние два десятка лет миссионерский отдел активно формировал в обществе негативный образ тоталитарных сект и боролся с их адептами. Специалисты читали лекции в вузах по основам духовной безопасности, объясняли, что такое секты и как их отличать. Отдел представлял собой большую структуру, в которой работали десятки специалистов, собиравших информацию о деструктивных культах и формировавших крупнейшую в стране базу сект.

Но буквально за год деятельность миссионерского отдела сошла на нет. Никакой борьбы, никаких ярких выступлений. Представители епархии не проявили себя, даже когда в Екатеринбурге открылся миссионерский отдел секты сайентологов. Вероятно, это связано со сменой руководства и, соответственно, методов работы: в апреле 2016 г. председателем отдела, который когда-то так активно противостоял деструктивным культам, стал иерей Даниил Рябинин. 66.RU выяснил, что он собирается делать с миссионерским отделом дальше.

Иерей Даниил Рябинин стал председателем миссионерского отдела Екатеринбургской епархии в апреле 2016 г.

Если верить информации на сайте Екатеринбургской епархии, цель миссионерского отдела — распространять православную веру, воцерковлять людей для новой жизни во Христе и передавать опыт богообщения. Задач у отдела несколько: «утверждать веру в колеблющихся христианах»; строить диалог с мигрантами, атеистами и учеными; изучать тоталитарные, экономические и псевдонаучные культы; проповедовать Христову истину, создавать положительный образ Церкви и развенчивать антицерковные кампании.

1. Распространение православной веры

— Сформулируйте цели миссионерского отдела и задачи, которые вы выполняете.
— Цели и задачи — общие в целом для церкви. Миссионерский отдел занимается проповедью миссии о Христе, свидетельством о слове Божием. А наша главная задача проистекает из цели — свидетельство о Христе и привлечение каждого человека к созиданию своего спасения.

— А на деле как все происходит? Как граждан привлекают к православию? Грубо говоря, через объявления в интернете или через прихожан, которые должны привести сюда своих родных?
— Мы немножко углубляемся в частные вещи … Мы, миссионерский отдел, каждый приход рассматриваем как миссионерскую единицу, которая обладает рядом компонентов, в большей или меньшей степени развитых в приходе. Каждый храм проводит катехизаторские и миссионерские беседы, евангельские встречи. Наша задача состоит в том, чтобы каждый человек почувствовал себя причастным к делу Церкви. Каждый человек в Церкви несет апостольскую миссию, но чтобы говорить о Боге — человек должен о нем знать. Для этого и проводятся беседы и встречи, чтобы человек воспринял понятную для себя информацию, переварил, осмыслил — и уже потом ретранслировал ее своим близким.

Самая главная задача любого миссионера — приведение человека ко Христу и его спасение. Но параллельная цель — чтобы у каждого, кто пришел в храм, сформировался христианский взгляд на мир в целом.

— Существуют ли какие-то показатели эффективности работы отдела?
— Внешним показателем может быть увеличение прихода. Но это все относительные вещи. Наверное, в вопросах оценки можно ориентироваться на приходскую жизнь и приходские инициативы. Мы ведь видим общинную жизнь под другим углом, нежели социологи, которые считают, что сегодня в церковь пришло сто человек, а завтра придет пятьдесят — значит, показатели эффективности снижаются. Мы же считаем, что это всё внешнее.

Приходской актив должен помочь другим прихожанам распространять православную веру среди друзей и родственников.

— Сколько человек работает в миссионерском отделе?
— У нас четыре сотрудника, включая меня. Плюс существуют направления деятельности, работа над которыми закреплена за определенными священниками. Они занимаются темами более плотно и подробно. Кабинет у нас есть, но постоянно там находится только один человек — секретарь-методист. Она отвечает на звонки, а также занимается разработкой большого проекта по созданию миссионерских групп на приходе.

— В чем суть этого проекта?
— Мы хотим наладить контакт с каждым церковным приходом в Екатеринбурге, с его активной частью. Затем мы подготовим так называемый миссионерский кейс, который будет сочетать подборку различных текстовых материалов по нескольким направлениям, в том числе по миссионерству, катехизации, апологетической миссии. Таким образом, прихожане смогут с помощью приходского актива вести просветительскую работу среди своих друзей и близких.

2. Борьба с сектами

— Что в вашем понимании является сектой?
— У деструктивных религиозных культов — так называемых сект — есть несколько основных примет. Во-первых — это манипулятивные техники, которые люди используют, чтобы привязать к себе других людей. Во-вторых — это попытка заставить человека меньше общаться со своей семьей и больше — с общиной. Всё, что разрушает семью и общество, и является признаком секты.

— С прошлого года миссионерский отдел собирает информацию о сектах, пополняет свою базу данных и призывает жителей города сообщать о псевдорелигиозных организациях на горячую линию. Вы можете сказать, сколько сект сейчас функционирует в Екатеринбурге?
— Вопрос сложный, так как есть зарегистрированные организации, которые можно посмотреть на сайте Минюста, а есть незарегистрированные. Так что отследить, сколько организаций работает в городе, сложно. Да у нас и не стоит такой задачи. Мы примерно представляем, что у нас, как и в других регионах России, действует ряд тех или иных сект, которые ведут деструктивную работу. Но в целом наша задача состоит в другом.

— В чем?
— Вести информационную миссию, чтобы наши граждане не стали жертвами мошенников и шарлатанов. Мы хотим, чтобы люди внимательнее относились к тому, что происходит вокруг них. Особенно сейчас, когда тема экстремизма стоит достаточно остро.

— Как вы оберегаете людей от попадания в секты?
— Распространяем информацию, в том числе через социальные сети и сайт епархии. Хотя на самом деле вся информация уже есть в открытом доступе и люди в целом знают, что такое секты и как их распознать. В секты в основном попадают люди определенной категории: чаще это граждане, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, разочарованные в чем-то. И в этих организациях они находят убежище. А дальше уже идут в ход отработанные и всем известные методы вроде «бомбежки любовью», когда к неофиту приставляются два адепта и полноценно с ним работают.

Мы предупреждаем людей, что вот эти люди — нехорошие, если к ним пойти — можно в лучшем случае остаться без денег. Но человек так устроен, что все равно идет в секту. На 100% мы не можем уберечь людей от попадания в подобные организации, можем только дать соответствующую информацию.

— Есть ли способ вытащить человека из секты?
— Нам на горячую линию часто поступают звонки с информацией о том, что у человека кто-то из близких попал под влияние псевдорелигиозной организации. Мы даем людям общую информацию, рекомендации какие-то, иногда приглашаем на личные встречи. Но важно понимать, что вызволить из сетей деструктивной организации можно только того, кто сам этого хочет.

— Какие секты сейчас наиболее активны в Екатеринбурге?
— В таком большом городе, как Екатеринбург, сложно зафиксировать активизацию каких-то конкретных организаций. Но в данный момент я бы назвал самыми активными сайентологов. Кроме того, многие организации сейчас, получив негативную оценку своей деятельности, маскируются под другими направлениями, которые пока не вызывают настороженности у граждан. Например, некоторые пятидесятнические секты создают реабилитационные фонды и центры для помощи наркоманам и уже в рамках этой деятельности продвигают свои лжеучения. Также сейчас популярно создание различных бизнес-тренингов и семинаров, с помощью которых распространяют свои идеи деструктивные организации. Кроме того, надо внимательно относиться к тому, что предлагают клиентами йога-центры. Потому что йога — это не просто ряд физических упражнений, они связаны еще и с духовными практиками. И здесь очень легко оступиться.

— Миссионерский отдел контактирует напрямую с представителями сект?
— В плане личного общения? Нет, не контактируем. Не возникало к ним вопросов.

3. Реакция на острые темы и выстраивание диалога науки и религии

— Еще какие-то мероприятия проводите?
— Раз в месяц или чуть реже мы организуем семинары «Диалог науки и религии», готовим встречи в рамках Рождественских чтений. Во время Императорского бала мы встречались с выпускниками школ, в прошлом году встречались со студентами СИНХа. В планах у нас создать в Екатеринбурге ежегодный съезд миссионеров Уральского округа, на котором мы сможем делиться опытом и обсуждать важные насущные вопросы.

— Как миссионерский отдел реагирует на острые темы, такие как «группы смерти»?
— «Группы смерти» — тема сложная, потому что Церковь и все ее структуры не имеют таких полномочий и функций, какие имеют органы власти и правоохранительные органы в том числе. Какие-то вещи мы можем просто не знать. Тем не менее в борьбе с «группами смерти» есть положительный опыт некоторых епархий. Они формируют группы православных психологов — и те уже работают в интернете, пытаясь помочь людям.

— Екатеринбург может перенять этот опыт?
— Чтобы работать с «группами смерти», нужно создать реальный коллектив православных психологов, профессионалов, которые бы работали с «группами смерти» в свое личное время. Нужно вплотную заниматься этим, искать компетентных людей. Пока у нас такая работа не ведется. У нас есть православные психологи, которые работают по этой теме в интернете, но это частные случаи. Что касается остальных острых тем — мы всегда можем дать по ним какой-то комментарий и высказать свою позицию.

Полина павлова,

"66.RU", 28 июня 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования