Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АХИЛЛА": Кризис церковного гражданства. "У одной из моих подруг в статусе в соцсетях подчеркнуто: «антихристианка». Что не помешало ей стать крестной у четырехлетней девочки своих близких друзей..."


У одной из моих подруг в статусе в соцсетях подчеркнуто: «антихристианка». Что не помешало ей стать крестной у четырехлетней девочки своих близких друзей. А потом они с папой этой девочки стали любовниками. А сейчас папа уходит от жены и четырех детей. К этой самой крестной маме. Никто не знает, удастся ли крестной выполнить свои обязанности перед Богом в будущем, но боюсь, что не она будет наставлять девочку в православной вере. Если девочка вообще задумается после такого о православной вере.

Надо отметить, что перед крещением эта женщина трижды была на беседе со священником, прочитала епархиальную методичку о роли восприемников, выучила ее наизусть и сдала «зачет» катехизатору. Просто она атеистка. Крещеная атеистка. Ее тоже крестили в детстве, и у нее тоже была крестная мама, подруга семьи, которая видела свои обязанности крестной в том, чтобы приносить крестнице полезные развивающие подарки.

Не понимаю, почему в РПЦ так мало говорит о кризисе Таинства Крещения. А ведь это самая основа. На днях моя коллега, наблюдая родителей с грудными детьми, которые стояли в очереди на получении российского гражданства, обмолвилась: «Я вот смотрю каждый раз и думаю: опять к Сергею Сергеевичу крестить детей принесли. То есть в гражданство принимать. Прямо как в церкви стоят с младенцами».

Это бесхитростное наблюдение работает в обе стороны. Существует список требований для получения гражданства. В том числе в отношении родителей. Крещение тоже своего рода «прием в гражданство» Церкви. Но раздают его практически всем без особых оглядок на требования.

Впрочем, могу ли я рассуждать за священников? Я не знаю их мотивации крестить почти всех, если выполнены формальные условия. Возможно, кто-то из священников мне ответит, почему гражданство Церкви раздают так охотно только при соблюдении некоторых формальностей. Уверена, что аргументы есть. Но оправдывают ли эти аргументы последствия?

У большинства моих родных и друзей есть дети. По отношению к крещению всех этих людей можно разделить на три неравные части. Первая: воцерковленные семьи. Там никаких вопросов о духовном воспитании ребенка не возникает ни к родителям, ни к крестным, даже если последние выбраны по принципу «самый лучший друг». Другое дело, что лет в 15 такой ребенок может выйти из храма и забыть туда дорогу. Но, по крайней мере, его крестные точно и подробно расскажут, что подразумевает под собой гражданство в Церкви и какие с этим связаны права и обязанности.

Однако большинство детишек ожидает иной сценарий. Их родители и родители их родителей в отношениях с церковью свято хранят традиции: появляются перед очами батюшки на венчании (красиво же! чтоб не развелись!), при крещении детей (чтоб ничего с ребеночком не случилось), на Пасху (а как же не разговеться яичком свячёным!), на Крещение (а мы опять всей семьей нырнули! И успели даже за водичкой в церковь забежать!). Потом наступает период заходов по нужде (освятить дом, поставить свечку перед экзаменом). И, конечно, самый трагичный случай – когда кто-то умирает.

Все. Частота заходов «поставить свечку» разнится в зависимости от того, насколько спокойно человеку живется.

Что касается выбора крестных, то работает принцип, описанный выше: это близкие друзья и родственники, которые главной своей задачей видят дарить хорошие подарочки крестнице или крестнику. Чаще всего они, конечно, не открытые атеисты, ходят в храм на Пасху и свечку поставить. Перед крещением послушно покупают золотой крестик в храме и выучивают методичку. А по мере роста ребенка могу и рассказать чего про церковь, даже помочь выучить пару молитв (от сглаза, например). Бывают пытливые дети, которые после сами узнают все, что им надо о духовном. А потом либо даже свечку поставить в храм не идут, либо наоборот, находят свой путь в Церкви. Но в целом, это закольцованный сценарий «церковного» поведения огромного числа людей и их «духовной» жизни. На мой взгляд, сценарий странный и страшный. Ведь потом эти дети тоже станут родителями и крестными у своих хороших друзей.

И, наконец, третья часть моих знакомых, которые в поиске. Они заходят в церковь по движению души. Они общаются со священниками, читают книги. Они ищут и хотят приходить в храм не как в бюро духовно-магических услуг для получения оберегов и исполнения традиций. Они хотят разобраться. И вот рождается ребенок. И на них обрушивается жесткое давление окружающих: «Как еще не крестили? Так же нельзя!» И дальше начинается движение к сценарию второй группы…

Это не социологическое исследование. Это личное наблюдение. И, по-моему, оно говорит о сложнейшем кризисе. Даже если аргумент «ведь нельзя же отказывать в крещении» справедливый, то путь этот тупиковый. Пока на государственном уровне рассуждают о проблемах принятия и лишения гражданства, может быть, и церкви стоит задумать кризисе своего «гражданства»? Или передовые цифры статистики «православных граждан» важнее содержания?

Любовь Загорулько,

"АХИЛЛА", 24 июня 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования