Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Могучий старец. Как Любомир Гузар стал моральным авторитетом нации


В морозное воскресенье, в разгар событий Евромайдана, в центре Киева собрался многотысячный протест. Вместо обычного рева толпы на площади царило молчание — лишь со сцены звучал тихий и спокойный голос пожилого человека в черной одежде священника.

— Поступать нужно так, будто бы все зависит от тебя. А молиться — будто все зависит от Бога,— завершил он выступление. Спустя мгновение площадь взорвалась аплодисментами и криками одобрения.

Этот человек, обращавшийся к соотечественникам со сцены Майдана в день, когда самые тяжелые дни революции были еще впереди,— Блаженнейший Любомир Гузар, бывший предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). На протяжении десятка лет он остается моральным авторитетом для целого поколения украинцев. Его телевизионные выступления собирают рекордную аудиторию, а высказывания мгновенно становятся афоризмами.

Уважение украинцев к 85?летнему епископу религиоведы называют общественным феноменом. Еще в 2008 году, по данным исследования, проведенного социологическими службами Ukrainian Sociology Service и фонда Демократические инициативы, Гузару доверяли 21,2?% жителей Украины, среди которых были не только прихожане УГКЦ — на тот момент таковыми называли себя около 9?% населения страны. Можно предположить, что теперь популярность священника только возросла: согласно исследованиям фонда Демократические инициативы 2015 года, прихожанами УГКЦ себя называют 11?% соотечественников.

Секрет такой популярности Гузара большинство знающих его людей объясняют единодушно — простотой и мудростью ответов архиепископа на острые вопросы, которые волнуют современного человека. Андрей Гундер, председатель Американской торговой палаты в Украине, вспоминает, как однажды на встрече с предпринимателями кто?то спросил Гузара: “Отче, а как научиться любить?” На что тот просто и с юмором ответил: “Нужно пробовать”.

“Он говорит очень простым человеческим языком, но одновременно это язык высокого европейского интеллекта”,— рассказывает о знакомстве с Гузаром украинский правозащитник и диссидент Семен Глузман.

По мнению обозревателей, у Гузара есть два качества, сочетание которых делает его необычайно привлекательным человеком в обществе: с одной стороны, он представляет церковь, институт, к которому сегодня только растет доверие общества. С другой стороны — на его репутации нет пятен.

Вера

Любомир Гузар родом из семьи львовских интеллигентов. Среди его дедов и прадедов были священники, служившие во Львове и Галиче. Поэтому десятилетним он принял необычное для ребенка решение поступить в религиозную школу при одном из львовских монастырей. Однако настоятель, понимавший, какое будущее в СССР ожидает молодого священника, его отговорил. Это было в 1943 году, в разгар войны. Еще через год семье Гузара удалось бежать из СССР и эмигрировать в США.

В итоге большая часть жизни будущего главы церкви прошла за пределами Украины. Из-за этого, как признается Гузар, он до сих пор чувствует себя на Родине чужаком.

“Он вырос в несоветской культуре, поэтому многое в психологии украинцев ему непонятно до сих пор,— вспоминает Борис Билынский, одноклассник Гузара по львовской гимназии и его близкий друг.— Например, [он не понимает] как мы можем публично отстаивать одну точку зрения, а в близком окружении говорить противоположное? Он так не привык”.

В Нью-Йорке Гузар получил религиозное образование в лоне УГКЦ, которую в СССР к тому времени уже запретили. В те годы положение рассеянных по миру украинских эмигрантов и УГКЦ было одинаково сложным. Гузар вспоминает, как на большие праздники в семьях диаспоры звучало пожелание в следующем году собраться в таком же составе в Украине. И с каждым годом эта надежда таяла.

“Нашим домом тогда стали украинский язык, культура и вера”,— вспоминает Гузар годы, когда служил пастором в приходах УГКЦ в США.

Эта церковь в эмиграции стала центром не только духовной, но и социальной жизни, и эту идею он спустя 50 лет вернет в Украину — одной из сфер деятельности УГКЦ станет развитие волонтерства и социального предпринимательства.

В конце 60?х годов Гузар познакомился с действующим предстоятелем УГКЦ Иосифом Слипым. После 18 лет сибирских ссылок советские власти наконец?то отпускали опального иерарха в Рим, полагая, что пожилой и немощный Иосиф уже не сможет возродить церковь. Впечатление от общения с владыкой было так велико, что Гузар решил последовать за ним в Рим с тем, чтобы продолжить религиозное обучение. Получив степень доктора богословия, он становится монахом-настоятелем в монастыре Студион, в пригороде Рима, а затем и помощником Слипого.

Именно тогда у молодого священника раскрывается талант разрешать конфликты и противоречия в простой беседе. Предстоятель отправлял Гузара выстраивать диалог с церковными общинами Канады, Парагвая, Бразилии, Австралии и других стран, где присутствовала УГКЦ.

“Тогда я понял, что люди везде одинаковые,— с улыбкой вспоминает то время Гузар.— Их заботят одни и те же проблемы, и если вы к ним добры, то и они будут добры к вам”.

В 1977 году в жизни церкви произошло совершенно необычное событие. Кардинал Слипый решает втайне от Ватикана рукоположить трех епископов для украинской церкви, одним из которых стал Гузар.

“Логика Слипого была простой: епископат в УГКЦ с его уходом из жизни мог попросту прерваться”,— поясняет Борис Гудзяк, первый епископ епархии Святого Владимира Великого в Париже и президент Украинского католического университета во Львове.

О рукоположении Гузар не говорил последующие 19 лет, и только в 1996 году его регалии подтвердил Папа Римский Иоанн Павел II.

“То, как Гузар, будучи епископом, 19 лет жил скромной жизнью монаха-аскета,— это урок удивительного человеческого смирения”,— вспоминает Мирослав Маринович, правозащитник, религиовед и друг Гузара.

В 1984 году Иосиф Слипый умирает, и Рим назначает главой УГКЦ Мирослава Любачивского, при котором в начале 1990?х церковь фактически возвращается в Украину. “Через несколько лет Любачивский тяжело заболел, и его правой рукой и де-факто главой УГКЦ становится Гузар”,— пересказывает ход событий религиовед и народный депутат Виктор Еленский.

Церковь

Наибольшим вкладом Гузара в развитие УГКЦ специалисты видят то, что эта церковь не просто стала одной из наиболее популярных в Украине, но и теперь включена в мировой христианский контекст. Еленский вспоминает, как, будучи предстоятелем УГКЦ, Гузар появлялся в Ватикане в одеждах, традиционных для церкви восточного обряда. Он тем самым подчеркивал идентичность церкви, несмотря на подчинение папе римскому.

Также Гузар перенес свою резиденцию из Львова в столичный Киев, подчеркивая тем самым национальное, а не локальное значение УГКЦ.

В 2011 году внезапно для многих владыка Гузар публично объявил о своем уходе с поста главы церкви, ссылаясь на проблемы со здоровьем. Тем не менее влияние на УГКЦ он, по мнению многих, с тех пор вовсе не утратил. Как он сам отшучивался, передавая дела: “Я не лезу на печь, где буду сидеть старичком. Многое еще хочу сделать”.

“Думаю, что Гузар хорошо понимал преимущества роли экс-главы церкви”,— размышляет журналист и медиаэксперт Евгений Глибовицкий, некоторое время работавший в совете по информации при УГКЦ. По его мнению, Гузар сохранил косвенное влияние на развитие церкви и одновременно получил полную свободу в использовании своего авторитета.

После того, как предстоятель объявил об отставке, синод церкви неожиданно выбрал на его место самого молодого епископа УГКЦ — 40?летнего Святослава Шевчука. Многие отнеслись к такому выбору настороженно. На что Гузар лишь улыбался. “Братья, молодость, возможно, и грех, но не переживайте — с каждым новым днем он искупается”,— цитирует его по памяти журналист и бывший консультант УГКЦ по коммуникациям Дмитрий Симанский.

Курс церкви при новом настоятеле предсказуемо не изменился. А в речи на интронизации Шевчук не просто повторил, но и развил слова своего предшественника о киевском начале УГКЦ, назвав греко-католиков “наследниками церкви Владимирового крещения”.

Разговоры с Богом

“Моя мечта об Украине еще не исполнилась, совсем нет,— говорит он негромко НВ, взвешивая каждое сказанное слово.— Украинское общество все еще очень разделено, и вопрос совсем не в нынешней войне. Нас долгое время делили между различными странами. Из-за этого мы не хотим и не умеем общаться друг с другом. Мы не чувствуем единства, а значит, и собственной силы. Война, какой бы ужасной она ни была, это и шанс преодолеть нашу отчужденность друг от друга”.

Лишь церковной сферой влияние Гузара не ограничивается. По словам Симанского, служение Богу по Гузару — это постоянное пребывание в диалоге с людьми.

Он всегда стремился проявлять общественную активность соразмеряемо со своим саном и положением. Одним из первых на Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций Гузар отказался осуждать участников акции Украина без Кучмы в конце 90?х. Напротив — он публично назвал грехом коррупцию, поразившую власть. А в 2011 году Гузар выступил инициатором создания группы 1 декабря — общественного совета интеллектуалов, призванного своим авторитетом помочь развитию гражданского общества в Украине.

“Вместе с Гузаром к украинским церквям пришла европейская культура общения с политическими институтами — не просить материальных льгот для себя, а говорить о принципах и ценностях”,— замечает религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец.

Впрочем, сам Гузар о себе говорить не любил — ему чуждо тщеславие. А на вопрос о том, каково быть моральным авторитетом для целой страны, отвечаел просто: “Я не знаю”.

И после паузы продолжил: “Священник просто должен служить людям. У меня никогда не было ответов на все вопросы, нет их и сейчас. Поэтому многому я учился и учусь у других людей. В молитвах я прошу Бога, чтобы он, как отец, занялся нами, а мы научились быть ответственными людьми и уважать друг друга. Без этого нам не построить здорового общества”.

Роман Фещенко,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 1 июня 2017 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования