Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ ИЛЬИ БЕЯ: Как бы не с Москвой (на самом деле с ней). "УПЦ МП попыталась дистанцироваться от Москвы. Неубедительно: в Украине не может быть архиереев, чьи кандидатуры не были бы утверждены Москвой"


В субботу в харьковском Свято-Покровском мужском монастыре прошло праздничное заседание Священного синода УПЦ. Праздновали 25-ю годовщину проведения Харьковского собора. Того самого, на котором с Киевской кафедры «ссадили» митрополита Филарета (Денисенко, ныне глава УПЦ Киевского патриархата) и избрали митрополита Владимира (Сабодана, ныне покойного).

Примечательно, что решения Харьковского собора украинское государство подчёркнуто отвергло. Заявление Президиума Верховной Рады Украины от 15 июня 1992 года гласит: «Рада у справах релігій при Кабінеті Міністрів України, вивчивши правомірність Харківського Собору УПЦ, визначила, що він проведений з порушеннями Статуту Української православної церкви, а тому його рішення не можуть бути визнаними». Но речь о событии не четвертьвековой давности, а о вчерашнем.

Синод:
1) подчеркнул историческое значение Харьковского собора;
2) высказал своё «фе» законодательным инициативам в церковной сфере;
3) выразил недовольство вмешательством Министерства культуры Украины в работу областных государственных администраций (чем должна была бы заниматься прокуратура, а не Синод УПЦ);
4) решил ряд внутренних кадровых вопросов.

Но вне журналов заседаний Священного синода было принято обращение, которое нам особенно интересно.

В своём обращении от 27 мая 2017 года Священный синод УПЦ заявил: «Ми вкотре наголошуємо, що керівний центр Української Православної Церкви, яка, відповідно до свого Статуту, є самостійною і незалежною у своєму управлінні та устрої, знаходиться в Києві. Саме в Києві приймаються всі рішення, пов’язані з діяльністю Української Православної Церкви. Не треба називати нас "Московською Церквою" лише тому, що ми бережемо тисячолітню духовну традицію, яка бере початок від Володимирового Хрещення Київської Русі у благословенних водах Дніпра і об’єднує мільйони вірян, які мешкають сьогодні і в Москві, і в Мінську, і в Кишиневі, і в багатьох інших містах і державах по всьому світу».

То есть просят не считать их московской церковью. Имеют право – но насколько они при этом искренние?

Сопоставим это заявление с основным документом, регулирующим жизнь РПЦ и её частей. Это действующий Устав Русской Православной Церкви, опубликованный на официальном сайте этой организации.

Вот что он гласит.

Глава I пункт 3: «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах».

То есть любой гражданин Украины православного исповедания, согласно этому положению, автоматически и безоговорочно попадает под юрисдикцию РПЦ. Примечательна последняя часть предложения: граждане других стран входят в юрисдикцию РПЦ «добровольно».

Глава I пункт 5: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами».

Отсюда следует, что вопреки утверждению киевских синодалов, они таки являются каноническим подразделением РПЦ.

Глава IV пункт 3: «Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: "О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси"».

То есть везде, где, как, например, в Киево-Печерской Лавре, поминается имя московского патриарха, – там и есть РПЦ.

Глава V пункт 4: «Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии».

Здесь примечательно, что в состав Синода не входят предстоятели «действительно» автономных церквей в рамках РПЦ – Китайской и Японской, а митрополит Киевский как предстоятель всего лишь «самостоятельной» церкви – входит.

Далее следуют несколько разделов, посвящённых отдельным частям РПЦ.

Глава X пункт 1: «Автономные Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора».

Глава X пункт 2: «Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви, равно как и определение её территориальных границ, принимается Поместным Собором».

А в главе X пункте 15 приведён исчерпывающий список автономных церквей: «Автономными являются:

Китайская Православная Церковь;
Японская Православная Церковь».

Как видно, согласно Уставу РПЦ, среди автономных церквей УПЦ не числится. Однако есть ещё «самоуправляемые церкви».

Глава XI пункт 1: «Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора».

Глава XI пункт 2: «Решение об образовании или упразднении Автономной Церкви, равно как и определение её территориальных границ, принимается Поместным Собором».

А в главе XI пунктах 16–18 приведён исчерпывающий список автономных церквей:

«16. Самоуправляемыми являются:

Латвийская Православная Церковь;
Православная Церковь Молдовы;
Эстонская Православная Церковь.

Самоуправляемой частью Русской Православной Церкви является Русская Православная Церковь Заграницей* в исторически сложившейся совокупности её епархий, приходов и других церковных учреждений.

Нормы настоящего Устава применяются в ней с учётом Акта о каноническом общении от 17 мая 2007 года, а также Положения о Русской Православной Церкви Заграницей с изменениями и дополнениями, внесёнными Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви 13 мая 2008 года.

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии».

Конечно, здесь есть и оговорка: «В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается её Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Однако поскольку Устав РПЦ предусматривает особый Устав УПЦ, это в то же время означает, что устав РПЦ превалирует над Уставом УПЦ.

Уловить разницу между двумя статусами не так просто, тем более что славянский термин – калька греческого.

Однако отличия в статусе фундаментальные.

Глава X пункт 4 гласит: «Предстоятель Автономной Церкви избирается её Собором», – а глава XI пункт 4: «Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом». Отсюда следует, что китайцы и японцы выбирают своего митрополита сами, а украинцы вынуждены выбирать из кандидатур, навязанных патриархом и российским Синодом.

Более того, в главе XI пункте 8 указано: «Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Самоуправляемую Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Самоуправляемой Церкви c последующим утверждением Архиерейским Собором».

А теперь перейдём к пункту 9 этой же главы: «Архиереи Самоуправляемой Церкви избираются Синодом из кандидатов, утверждённых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом». То есть в Украине не может быть архиереев, чьи кандидатуры не были изначально утверждены Москвой. Собственно, в этом и заключается причина выступлений против законопроекта № 4511. Ведь епископам, прошедшим согласование в Москве, не всегда будет удобно проходить следующее согласование в государственном органе Украины.

Я думаю, что после ознакомления с приведёнными положениями Устава РПЦ каждый в состоянии сделать вывод, насколько заявление членов Священного синода УПЦ соответствует действительному статусу УПЦ в рамках РПЦ.

P. S. Также мне совершенно непонятно, что подразумевали авторы заявления в этом предложении: «Не треба називати нас "Московською Церквою" лише тому, що ми бережемо тисячолітню духовну традицію, яка бере початок від Володимирового Хрещення Київської Русі».

С момента принятия крещения Руси в 988 году до 1688 года Киевская митрополия входила в состав Константинопольского Патриархата. То есть семьсот лет из «тысячелетней традиции» прошли под омофором Второго Рима, а не Третьего. А Третий Рим «уважил» Киевскую митрополию упразднением и низведением киевских митрополитов до уровня епархиального архиерея с пышным историческим титулом.

БЛОГ ИЛЬИ БЕЯ, 28 мая 2017 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования