Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ": Всеволод Чаплин: «Святитель Николай, взирая на нас с Неба, огорчается, все это видя». Вокруг мощей: «секта» либералов, коварные планы Ватикана и экуменические заявления Патриарха


На днях в Москву привезли мощи Николая Чудотворца. Чтобы приложиться к святыне, тысячи православных выстроились в длинные очереди в Москве. Этот факт вызывает различные отклики и дискуссии в информационном поле. Не остался в стороне и известный православный священнослужитель протоиерей Всеволод Чаплин. В авторской колонке «Реального времени» наш колумнист рассказывает о либеральных корнях недовольства, раскрывает тайные планы Ватикана и выражает недоумение из-за противоречивых речей Патриарха Кирилла.

Недовольство возникает всегда

Приход многих людей в Храм Христа Спасителя к частице мощей святителя Николая Мирликийского видится мне событием, как ни странно, вполне обычным и ожидаемым. Несмотря на всю шумиху в СМИ — как «позитивную», так и критическую. Собственно, критика тоже обычна. Она звучала и в 2011 году, во время принесения в Россию пояса Богородицы, и через два с небольшим года, когда приносили Дары волхвов. До сих пор многие не могут понять, почему православная вера в нашем народе настолько крепка, что ее не поколебали ни советские репрессии, ни многочисленные «похороны РПЦ» либеральной интеллигенцией.

Протодиакон Андрей Кураев, конечно, может говорить, что приезд мощей — это «последний козырь в руке Патриарха». Однако вне зависимости от мнения отца Андрея или даже Его Святейшества люди будут приходить к святыням. Как приходили они тысячами в Троице-Сергиеву лавру на день памяти ее основателя даже в самые суровые советские годы. И как приходят они десятками тысяч на Царские дни в Екатеринбург — безо всякой рекламы и безо всяких указаний начальства, церковного или светского.

Власти и либеральные публицисты могут думать что угодно. Последние могут даже считать, что критические статьи о судьбе храма преподобного Исаакия или о «деле Соколовского» дали им окончательную победу в антицерковной борьбе за общественное мнение. Увы: «побеждают» они только в глазах собственной идеологическо-политической секты, которая и так годами носит их на руках, причитая о «гибели авторитета РПЦ» (в этом редком случае употреблю сию аббревиатуру, которую еще Патриарх Алексий просил журналистов не употреблять). Максимум, на что они могут рассчитывать в более широком кругу людей — это на недовольство перекрытием дорог и пробками. Однако это недовольство возникает всегда: что в связи с мощами или Ураза-байрамом (скоро это можно будет проверить), что в связи с проездом крупного чиновника, что в связи с митингом оппозиции. Так что не надо искать «нового социального тренда» в брани за рулем, которая все чаще выливается в соцсети.

 

«Стояние в очереди ради святыни — это дело веры»

Святого Николая наш народ любит — и все тут. Да, частица его мощей есть во множестве московских храмов. Да, по большому счету неважно, к какой частице ты прикладываешься — к большой или маленькой, «медийно раскрученной» или привычной. И не надо слушать тех священнослужителей, которые странным образом объясняют необходимость прихода именно к привезенным мощам сомнениями в подлинности аналогичных святынь, давно находящихся в России. Мощи — не магический камень. Они помогают потому, что приходящий к ним молится святителю, а тот ходатайствует о нас перед Богом. И исцеление, разрешение конфликтов, помощь в житейских делах приходят к людям по их вере — а не «автоматом».

Стояние в очереди ради святыни — это дело веры. Оно само по себе помогает человеку открыть сердце Богу — особенно если, ожидая подхода к святыне, ты молишься, а не ведешь праздные разговоры. Причем молишься не только о второстепенных вещах — здоровье, житейском успехе, материальных благах — а о главном. О вечном спасении. То есть о достижении единственной настоящей цели жизни.

Тайного католика — на Патриарший престол?

Впрочем, о «либеральной» критике довольно. Теперь о шуме «позитивном» — в нем тоже чувствуются некоторый надрыв и некоторая искусственность. При этом настойчиво педалируется тема развития контактов Русской Церкви с Ватиканом, санкционировавшим отправку ребра святого Николая в Россию. Добрые отношения с инаковерующими и даже неверующими — дело хорошее по определению. Но не будем забывать, что в 1920-е годы ватиканские деятели планировали возведение на Московский Патриарший престол тайного «католика», который должен был ввести унию с Римом в обмен на… принесение мощей святителя Николая. Так утверждает, например, Мария Стахович в брошюре «Фатимские явления Божией Матери — утешение России», где содержится немало фактуры о наступательных действиях Ватикана в Советской России на фоне ослабления Православной Церкви.

Вообще обмен святынь на стратегические уступки многократно использовался Римом в отношениях с «варварами». Прекрасно помню, как покойный Иоанн Павел II настойчиво предлагал нашей Церкви икону-«краснушку», представляемую как подлинник чудотворной Казанской, в обмен на согласие на его визит в Россию. Водил нас с тогдашним митрополитом Кириллом в свою личную часовню, молился перед этой иконой на коленях, несмотря на старческую немощь… Не случайно «русский католик», историк Алексей Юдин сегодня говорит про принесение мощей: «Религиозные события такого масштаба, безусловно, — это то, что подготавливает почву для соединения христиан».

 

Шаг в сторону Ватикана

Впрочем, похоже, что теперь заинтересованность в «оживлении» отношений с Ватиканом почему-то больше нужна церковной Москве — скорее всего, для демонстрации успехов на фоне затяжных проблем на Украине и во внутрицерковной жизни. Вновь начал использоваться «экуменический» язык, заимствованный у западной теологии 60-х — 80-х годов и многократно развенчанный православными богословами и публицистами.

В интервью итальянской газете La Stampa Патриарх Кирилл сказал: «Улучшение отношений между нами должно иметь своей основой не разрушение или замалчивание сложившихся за эти века отличий между Православием и Католичеством, а единодушное стремление к жизни по Евангелию в современных условиях».

Для итальянской аудитории, привыкшей к «экуменическим» речам, в такой декларации ничего нового нет. А вот в православной среде (и не только русской) многие убеждены: для достижения единства в вере нужно, чтобы «отличия» в вере и религиозной практике, отделившие «католический» Запад от истинной Церкви, были как раз преодолены. Если хотите — разрушены. Без этого не будет единодушия в понимании Евангелия, а значит, и в жизни. В упомянутом интервью используется термин «западная Церковь». Однако с точки зрения многих православных христиан такой Церкви сейчас нет, и ее только предстоит воссоздать с нуля — ибо неправославной «Церкви» быть не может.

 

Кто готовил слова Патриарха для итальянцев и православных?

Да, многим, в том числе, наверное, и Патриарху, дороги воспоминания об «экуменическом» энтузиазме второй половины прошлого века. Я сам когда-то этот энтузиазм разделял — вместе с «неформалами» 80-х годов. Однако западные христианские — или уже постхристианские — конфессии все сильнее отдаляются от Православия, а не приближаются к нему.

22 мая Его Святейшество, стоя у мощей святителя Николая, сказал: «Где нет Бога, там нет и не может быть непреходящих нравственных законов. А если так, то и право рассыпается, ведь право не может основываться на преходящих человеческих ценностях».

Увы, западные страны убрали Бога из законов — и теперь стремительно убирают из своей жизни настоящую нравственность. Ватикан при Папе Франциске не особо этому препятствует. Иногда он даже соглашается на уровне символических жестов с такими явлениями, как половая распущенность, транссексуализм, нелегальная иммиграция иноверного населения.

Уверен: святитель Николай, взирая на нас с Неба, огорчается, все это видя. Ведь он был не дипломатом, а решительным и эмоциональным поборником Православия, видел в нем единственную истину, защищал его от ересей — вплоть до физического столкновения с Арием. Сам Патриарх говорит о святом как о «защитнике твердо хранящих правую веру и апостольское предание». Впрочем, похоже, что слова, адресованные итальянцам и православной пастве, готовились в разных церковных учреждениях…

Протоиерей Всеволод Чаплин,
"РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ", 25 мая 2017 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования