Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОТКРЫТАЯ РОССИЯ": Театр оказался одним из важнейших полигонов войны государства и культуры. "Православная церковь, слившись с государственными институциями, выступает как наиболее суровый цензор и ограничитель"


Правозащитная инициативная группа, объединяющая журналистов, блогеров и литераторов на пресс-конференции в международном «Мемориале» представила доклад о цензуре в России.

Доклад состоит из трех частей: «давление государства в отношении профессиональных журналистов и блогеров», «цензура в различных сферах информации и творчества», «свобода слова и самовыражения: уголовные и административные преследования граждан». В этой части приводятся примеры, связанные со случаями преследования из-за противостояния России и Украины.

Родительские доносы и поиск экстремизма в библиотеках

На 32 страницах изложено множество примеров, показывающих, как в течение двух последних лет государство планомерно нарушало Конституцию России, ограничивая свободу слова, преследовало любое свободное слово, «подстилая соломку» в виде антиконституционных законов.

Так, например, авторы доклада считают, что противоречия в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» создают почву для жестких ограничений в доступе читателей к литературе.

Как рассказала на пресс-конференции глава издательства «Самокат» Ирина Балахонова, «получается, что с детьми нельзя упоминать алкоголь, наркотики, нельзя говорить ни о каком насилии, о смерти писать в книгах можно только с маркировкой 12 +. Закон поощряет доносы. Так, например, после доносов родителей в Екатеринбурге из книжных магазинов была изъята энциклопедия о половом воспитании. Было даже возбуждено уголовное дело, которое впрочем, впоследствии было закрыто, а книги возвращены в магазины».

Писатель Ольга Громова привлекла внимание к катастрофической ситуации, в которой оказались библиотекари: «Они напуганы регулярными проверками на наличие в библиотеках экстремистских книг и книг, в которых якобы фальсифицируется история. При этом нет документа, который бы определял, что есть „история“, а что есть „фальсификация истории“». Громова считает, что главная функция библиотеки — доступ к свободному чтению — нивелируется.

Цензура в театре

Так получилось, что представление доклада «Нарушения и государственные ограничения свободы слова, свободы печати, свободы художественного творчества совпало с проведением обысков у художественного руководителя театра «Гоголь -Центр» Кирилла Серебренникова. Поэтому главы о цензуре в театре и кино представляются на сегодняшний день особенно актуальными.

В подготовке этих глав принимали участие Павел Руднев и Андрей Плахов.

«Театр оказался одним из важнейших полигонов войны государства и культуры. Собственно атака охранителей и консерваторов на новый режиссерский театр (а именно он — главная мишень) сигнализировала о том, что театр после долгого перерыва стал серьезно влиять на общественное сознание.

Все театральные феномены, которые испытали на себе репрессивные меры воздействия (Театр.doc, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Тимофей Кулябин, Российская Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска»), прежде всего связаны с социокритическим направлением театра. Разговор о нарушении «традиционных ценностей», аморализме нового театра — прикрытие. На самом же деле луч цензуры направляется в сторону наиболее заметных и социально заостренных художников.

Диктат государственных органов «управления культуры»

В разговоре об искусстве на первый план выдвигается понятие «пользы» (фраза министра культуры Владимира Мединского: «Мы будем поливать только те цветы, которые полезны»). На одном из собраний заместитель Мединского Владимир Аристархов заявил: «Самоцель Министерства культуры — не искусство, самоцель — физическое и духовное здоровье нации».

Ставится вопрос о недопустимости госфинансирования экспериментального искусства. Во имя сохранения «традиционных ценностей» требуют прекратить интерпретирование классических произведений русской литературы, не актуализовывать хрестоматийные тексты.

В опале и радикальная современная пьеса. Театральное искусство в новых формах часто признается причиной всех бед общества, прямым источником наркомании и социальной апатии, развращенности и порочности. Утверждается принцип нормативности творческого акта: он должен подчиняться некоему писанному закону, вне зависимости от того, какова окружающая художника реальность.

Лишение государственного финансирования для «вредного» искусства

Существует проблема госмонополии на театральную деятельность в России. В стране существует едва ли больше дюжины частных некоммерческих театров. Даже в относительно либеральные времена государству не удалось создать систему, при которой было бы возможно сносное существование частного театра, а инвестирование в частную инициативу в области культурной или социальной работы было бы выгодно бизнесу.

В этих условиях государство применяет устрашающий аргумент — лишение финансирования независимых театров. Объявив о «пользе» искусства, государственные институции настаивают на прекращении госфинансирования эксперимента и искусства критического направления. Возрождаются традиции социалистического реализма. При этом социокритика не воспринимается госинституциями полезной для государства. В такой парадигме сатира оказывается злом, а пользой признается восхваление.

Условий для существования частного театра в России (тем более в провинции) нет. В области театра — вида искусства очень затратного — отказ от господдержки фактически означает потерю права на профессию.

Цензура по мотивам «оскорбления чувств верующих»

Отдельный аспект проблемы — церковный вопрос. Православная церковь, слившись с государственными институциями, выступает как наиболее суровый цензор и ограничитель.

Симптоматичен громкий случай с оперой «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина (премьера прошла в декабре 2014 года). Важно отметить, что спектакль Кулябина — глубокое религиозное сочинение, симпатизирующее христианской вере, а вовсе не пародия на церковные каноны. Однако Церковь усмотрела в постановке кощунство и оскорбление чувства верующих. Кулябин пытался апеллировать к праву на свободу слова, но не был услышан оппонентами.

В своих выступлениях Церковь опиралась на якобы имевшее место народное возмущение. На деле же выяснилось, что возмущение это — организованное, недовольны были люди, коммерчески заинтересованные в смещении руководства Новосибирской оперы.

Необходимо обратить внимание на судебные разбирательства в связи с этой историей. Прокуратура Новосибирской области завела административное дело на Кулябина. Его обвинили в оскорблении чувств верующих. Другим ответчиком стал Борис Мездрич — директор театра оперы и балета.

Цензура в кино

Цензура в кинематографе начинает действовать на самых ранних стадиях — когда нет даже сценария. Она приобретает форму «тематического планирования». В советское время каждая киностудия должна была произвести определенное количество фильмов о революции, Великой Отечественной войне, жизни заводов и колхозов.Сегодня другие приоритеты, заявляемые в директивах Министерства культуры. Это — «созидательная мотивация», «конструктивная активность», «борьба с преступностью, террором и экстремизмом» и тому подобное.

Еще более важен перечень того, чего не должно быть на экране: его возглавляет «критика законно избранной власти в стране». Сейчас Министерство культуры внимательно следит, чтобы ни один социально критический сценарий не получил финансовой господдержки. Следствием этой политики становится укрепление самоцензуры и конформизма в сознании кинематографистов, особенно молодых.

В отличие от советского периода, у нынешних проводников культурной политики нет внятной идеологии, поэтому им трудно стимулировать появление качественных пропагандистских фильмов. Проще запрещать и ставить заслоны. Такая попытка имела место по отношению к фильму «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Хотя сценарий картины получил самую высокую оценку экспертного совета, Минкульт вынес его на обсуждение еще двух советов — военно-исторического и психологического, потребовав в итоге существенно изменить смысловую концепцию фильма. Претензия была в том, что действие происходило на советском заводе, где работали немецкие специалисты, непосредственно перед войной.

Еще один фильм, вокруг которого разразился скандал подобного рода, — «Матильда» (режиссер Алексей Учитель«). Еще до выхода на экран картины депутат Госдумы Наталья Поклонская в ноябре 2016 года обратилась в Генпрокуратуру с требованием проверить фильм о судьбе балерины Матильды Кшесинской и ее отношениях с будущим последним российским императором Николаем II, посчитав картину «угрозой национальной безопасности». Остающиеся глухими к аргументам историков, Поклонская и ее сторонники заявляют, что фильм оскорбляет чувства верующих, «почитающих святого страстотерпца Николая II».

Новый ПЕН-Центр?

В докладе будто бы нет ранее неизвестных фактов. Но скрупулезно собранные вместе десятки случаев цензуры, ограничений свободы слова и свободы творчества производят впечатление.

На пресс-конференции присутствовали представители Международного ПЕН-Центра, которые говорили о том, что поддерживают создание новой правозащитной инициативы.

Среди членов новой ассоциации — известные писатели, поэты, переводчики, театроведы и кинокритики. Многие из них ранее состояли в российском ПЕН-Центре, но оставили его после раскола, который произошел в этой организации после изгнания из нее писательницы Людмилы Улицкой.

В России создана новая правозащитная ассоциация, которая, судя по своему потенциалу и по первым шагам, вполне может заменить собой российский ПЕН-Центр, который в последние годы перестал заниматься мониторингом нарушений свободы слова и защитой журналистов, художников и литераторов, превратившись в бюрократическую структуру, напоминающую Союз советских писателей.

Светлана Алексиевич прислала письмо поддержки новой ассоциации и заявила, что согласна участвовать в ее работе: «Те, кто в этом мире поддерживают сторону добра, непременно победят».

Зоя Светова,

"ОТКРЫТАЯ РОССИЯ", 24 мая 2017 г.

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования