Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АХИЛЛА": За Пикачу! История блогера Соколовского отсекла от РПЦ МП поколение нынешних российских тинейджеров


Суд над Русланом Соколовским – это, конечно, отвратительно. Отвратительно, что государство не просто приняло сторону одной из конфессий – отвратительно, что оно вообще занимается несвойственным ему делом. В светском государстве религиозные чувства не являются юридическим понятием.

У такого положения дел несколько причин. Во-первых, задача государства – делать гражданину хорошо, в это «хорошо» что-то входит (равенство перед законом, доступность общественных благ – образование, медицина, безопасность, конкуренция и пр.), а что-то не входит. Государство не должно заниматься всем подряд, иначе оно либо тратит деньги налогоплательщиков неэффективно (можно провести Олимпиаду для повышения международного престижа страны, а можно построить несколько десятков детских садов или повысить зарплату воспитателей этих самых садов), либо ограничивает права и свободы граждан – всех или какой-то части. В нормальном светском государстве по определению все религии равны, а чувства верующих приравнены к чувствам эльфов, гномов, анимешников и прочих ролевиков, а также атеистов. Последний момент очень важен, т.к. иначе возникает дискриминация тех, у кого религиозных чувств нет. В самом деле, почему религиозные чувства должны быть предметом права? Чем они выше и лучше, например, эстетических чувств?

Еще один важный момент – любая религия претендует на собственную исключительность, что естественно, иначе это не религия. Мир устроен так, а не иначе, и делать нужно именно так, чтобы достичь духовного успеха. При этом объективных критериев для того, чтобы определить самую истинную религию, не существует. Массовость? Буддизм, христианство и ислам являются массовыми, но начинались они с маленьких секточек. Кроме того, все эти религии неоднородны, и в настоящее время это скорее религиоведческие термины, объединяющие огромное количество течений, деноминаций, юрисдикций и прочих ответвлений, каждое из которых называет истинным только себя. Попробуйте скажите православному фундаменталисту, что католик – его брат во Христе!

Но давайте предположим, что религиозные чувства все-таки охраняются законом. В этом случае возникает казус: сегодня эльфы заявили, что они – истинные, завтра гномы оскорбились и получили сатисфакцию в суде, послезавтра снова оскорбились эльфы и тоже выиграли… Мы знаем, что в итоге победит Летающий Макаронный Монстр, только тсс! Государство тратит огромные средства на суды, специалистов по религиям, бесплатных адвокатов, содержание в тюрьме оскорбителей…

А можно сделать лучше. Можно объявить все чувства (кроме, пожалуй, скорби по умершим, и то надо подумать) личным делом граждан и приравнять их таким образом к правам гоблинов, эстетов, атеистов и реконструкторов (не в обиду никому из глубоко уважаемых мною ролевиков). Пусть религия будет для государства чем-то вроде ролевых игр, и если там нет криминала – пусть делают что хотят. Разумеется, ни о какой симфонии властей с ролевиками или государственной церкви хоббитов не будет никакой речи. Хорошо, если религиозные люди также осознают себя ролевиками (в правовом плане) и знают свое место: верующие – народ впечатлительный, впечатлят себе не то – и дров наломают будь здоров. В этом плане в Америке очень дальновидно приняли закон об оскорблении чувств атеистов. Теперь любой оскорблянт с религиозными чувствами противопоставлен атеисту со своими чувствами. Это все равно что наличие ядерных бомб в руках разных держав как залог мира: никто не нажмет кнопку, иначе погибнут все.

Более того, должна быть возможность безнаказанно смеяться над чувствами верующих. В самом деле, почему над толстыми, глупыми и смешными (а также худыми, умными и серьезными) можно смеяться, а над верующими нет? Разве они не смешные? И это будет лучше для всех: верующие будут смиряться, а общество развлечется и снова порадуется свободам.

А теперь вернемся к делу Соколовского. Оно отвратительно, но есть два безусловно положительных момента. Первый – что срок все-таки условный. Как говорил известный персонаж, «свобода лучше несвободы». А второй и самый важный – что теперь основная целевая аудитория – молодежь – получила четкое понимание того, что такое РПЦ МП. Конечно, все началось с Пусси Райот, но они там, в Москве, и современное искусство не очень понятно большинству, а Соколовский – из провинции (да простят меня екатеринбуржцы), говорит с аудиторией на понятном языке, он талантлив и интересен, то есть «свой парень». Тронули своего, причем очень серьезно тронули, и по беспределу. Осуждение его – это атака на свободу выражения, столь ценную для любого подростка. Крестящаяся в суде женщина и плачущий мужчина – это трэш для обычного обывателя, чего уж говорить о молодежи. Теперь патриархийцы уже не смогут отмазаться, что судят за оскорбительные высказывания в адрес церкви, а не за ловлю покемонов. За покемонов-за покемонов, но это и неважно. Теперь никакие прекрасные (в самом деле прекрасные!) люди в церкви не смогут уравновесить зло добром – напротив, они будут восприниматься лишь как адвокаты дьявола. Не нравится – дистанцируйтесь, а лучше – публично осудите своих единоверцев. Демагогия – для бабушек, а молодежь ценит решительные действия.

Впрочем, отношение к ситуации уже высказал неизвестный художник, написав на стенах екатеринбургского храма: «За Пикачу!» (это покемон такой). Это на языке молодежи: «Не забудем, не простим!» Самое интересное только начинается. Теперь начнут не только ловить покемонов по храмам (когда я установил себе игру, то первым местом с покемонами оказалась близлежащая церковь) и прикуривать от подсвечников — будет что-то невообразимое, и я не завидую (хотя и не сочувствую) МПшникам, которые заварили эту кашу.

Молодежь упустили не только политики, но и церковники, но это и хорошо. Есть надежда на то, что общество будет светским. И покемоны уже сыграли в этом свою роль.

За Пикачу!

Авигдор Вассерман,
"АХИЛЛА", 20 мая 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования