Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Мощи доброй воли. Принесение очередной святыни в Россию преследует не только внешнеполитические цели, но и совсем приземленные: пиар и заработок


В русском православном календаре есть необычный праздник. Его не отмечают православные греки: для них празднуемое событие было поводом для печали. Речь о «Николе Вешнем», празднике перенесения мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, из его родного города Миры (ныне турецкий город Демре в провинции Анталья) в итальянский Бари.

Событие имело место в 1087 году, спустя 33 года после Великой Схизмы 1054 года, когда Христианская церковь окончательно разделилась на Западную (католическую) и Восточную (православную) и были провозглашены взаимные анафемы. Вооруженные венецианские купцы связали византийских монахов, молившихся у раки мощей св. Николая, и силой вывезли эти мощи на Запад.

Ныне Русская церковь отмечает перенесение мощей св. Николая 22 мая по новому стилю. В Католической церкви праздник практически неизвестен — ?он отмечается 9 мая только в Бари.

В русской благочестивой традиции (которая из года в год воспроизводится в проповедях на «Николу Вешнего») принято оправдывать «странный» праздник тем, что посредством насильного вывоза в Италию мощи были спасены от осквернения турками, которые теснили Византию в Малой Азии. Но турки-сельджуки окончательно оккупировали Анталью (греческую Анатолию) и прилегающие районы только в 1216 году. Еще в начале XIII в. регион контролировали те же итальянцы-крестоносцы.

Почему малоизвестный греческий святой стал самым любимым на Руси? (И сегодня немало православных считают, будто Святая Троица — ?это Иисус Христос, Богородица и Никола-угодник.) Ряд ученых утверждает, что образ св. Николая в процессе христианизации Руси слился в народном сознании с былинным образом богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, олицетворяющего крестьянскую силу. В день Микулы, позже ставший днем перенесения мощей св. Николая, посевы злаковых культур давали первые зеленые ростки, что всегда считалось чудом.

Нейтрализация католиков

Духовный отец патриарха Кирилла — ?митрополит Никодим (Ротов), умерший в 1978 году на приеме у папы Римского, — ?имел две главных мечты: «воцерковление» советского государства и «воссоединение» православия с католицизмом. Есть немало оснований предполагать, что нынешний патриарх РПЦ МП стремится исполнить эту программу. Ключевым событием в ее рамках стала встреча Кирилла с папой Франциском в феврале прошлого года в аэропорту Гаваны. Такая встреча имела место впервые за всю тысячелетнюю историю русского православия, и патриарх осознавал, на какой риск он идет. Секретность встречи сохранялась до последнего: даже Архиерейский собор РПЦ МП, проходивший за неделю до нее, ничего не знал о готовящемся «историческом событии».

Паства патриарха, традиционно настроенная антизападно и, в первую очередь, антикатолически, восприняла случившееся с недовольством. В Банченском монастыре Московского патриархата на Буковине даже собрался собор, осудивший Кирилла как еретика. Патриарху пришлось сделать «шаг назад»: отказаться от участия во Всеправославном соборе на Крите в июле прошлого года — ?также весьма непопулярном мероприятии среди консервативной паствы из-за царившей там экуменической атмосферы.

Очевидно, что сближение с католицизмом для Кирилла приоритетнее, чем всеправославное единство и классический экуменизм, ориентированный на протестантов.

Выдержав более чем годовую паузу после Гаванской встречи, Кирилл делает следующий важный шаг в направлении Ватикана. Он договаривается с папой Франциском о временном (с 21 мая по 28 июля) принесении мощей св. Николая в Россию, за что православные, почитающие его «главным святым», должны быть особенно благодарны братьям-католикам. К тому же мощи будут сопровождать католические прелаты, в СМИ появится масса доброжелательных публикаций о городе Бари и о «спасении великой святыни от сарацинов» в 1087 году. И главное — ?консервативной общественности протестовать против этого сложно: праздник 22 мая, к которому и приурочено событие, испокон веков отмечается всеми русскими православными — ?в этот день даже был крещен царь-мученик Николай?II, получивший имя в честь св. Николая.

Сближение патриарха Кирилла с католиками связано не только с романтическими воспоминаниями о митрополите Никодиме и стремлением завершить его миссию. Рассуждая прагматически, именно католическая церковь воспринимается как главный конкурент Московской патриархии на международной арене. Особенно это заметно на Украине, где все большим влиянием пользуется гонимая в советские времена греко-католическая (униатская) церковь.

Неудивительно, что, ведя переговоры с Ватиканом, Московская патриархия стремится «продать» свое сближение с ним в обмен на отказ Ватикана от поддержки украинских греко-католиков. Об этом, в частности, постоянно говорит «министр иностранных дел» РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев), выступая перед разными католическими аудиториями на Западе. А события в Донбассе только подлили масла в огонь патриархийной риторики: сам патриарх официально написал в августе 2014-го, что эта война имеет признаки «межконфессиональной», когда на стороне Украины выступают «воинствующие униаты», а «Новороссию» защищают смиренные православные. Во внутренней пропаганде образ «зловредных униато-фашистов» также всячески противопоставляется хорошему образу Ватикана, который вместе с РПЦ МП отстаивает в Гейропе то, что осталось от традиционных христианских ценностей.

Пиар, бизнес и язычество

Помимо высокой международной и межконфессиональной политики принесение мощей св. Николая в РФ преследует и совсем уж приземленные цели. Как показывает опыт подобных громких «паломничеств святынь» (например, Пояса Богородицы в 2011 году), это прекрасный повод для пиара Московской патриархии.

Если говорить честно, ее репутация в российском обществе довольно спорная: многие люди уже научились отличать православие как таковое от корпорации, созданной в 1943 году, и тем более от личных интересов Кирилла как политика или как олигарха. Патриарх перенес личную пиар-катастрофу в 2012-м (скандалы с Pussy Riot, часами Breguet и «нанопылью» в Доме на набережной), а массовые протесты в Москве и других городах России против «быстровозводимых» храмов или эпическое стояние петербуржцев за Исаакиевский собор показывают, что потенциал падения рейтинга РПЦ МП в России далеко не исчерпан.

Привлечение миллионов людей к общехристианским святыням в таких условиях становится шансом на удержание бренда «православие» в руках Московской патриархии и лично патриарха Кирилла. Другое дело, что этот пиар-инструмент является одноразовым и в стратегическом плане мало на что влияет. Но на фоне вышеописанного и это хлеб.

Наконец, каждые «гастроли святынь» — ?неплохой бизнес. Пока люди стоят в многочасовых очередях, их можно кормить, развлекать, продавать им разные иконки, брошюрки и, как принято сейчас выражаться, «святыньки». Отстояв очередь, каждый, конечно, захочет оставить у себя вещественный носитель благодати, приложив его к мощам. Кроме того, для паломников из провинции (которые охотнее реагируют на такие акции, чем пресыщенные благодатью столичные жители) надо арендовать тысячи автобусов, сотни тысяч гостиничных мест в понастроенных при московских монастырях и храмах «паломнических центрах». Опять же, всю эту армию паломников нужно кормить, развлекать и всячески обслуживать.

Но, по правде говоря, весь этот ажиотаж не имеет прямого отношения к православной вере. Сегодня частицы мощей святителя Николая есть в абсолютном большинстве (если не во всех) московских и петербургских храмов. Православие действительно признает наличие особой благодати в мощах святых. Но действие или «количество» этой благодати не зависит от размера мощей. Напротив, православие осуждает представления о том, что от «количества» благодати может зависеть ее «качество». Такие представления считаются оккультно-магическими или, выражаясь более традиционным языком, языческими. Именно их обслуживает индустрия «гастролей святынь», уводя таким образом людей от православия в дебри суеверий. Более-менее просвещенные православные христиане редко стоят в этих очередях к привозным святыням — ?а стоят там либо «публичные персонажи» (чисто для пиара), либо носители описанных выше оккультно-магических представлений.

В УК РФ теперь есть странная статья о «защите чувств верующих». И если бы она работала по-настоящему, то политико-коммерческая эксплуатация обще­христианских святынь, несомненно, была бы признана оскорблением этих чувств.

Александр Солдатов,
"НОВАЯ ГАЗЕТА", 22 мая 2017 г.

 

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования