Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АХИЛЛА": Худшее время для русского православия. "На протяжении многих лет мне довелось наблюдать становление нынешней РПЦ МП, её переход из «советского» в «пост-советское»"


Так вышло, что на протяжении многих лет мне довелось наблюдать становление нынешней РПЦ МП, её переход из «советского» в «пост-советское».

Я хорошо помню один из приездов в Троице-Сергиеву Лавру патриарха Пимена, помню службы середины восьмидесятых, помню тогдашнюю паству. Помню, как мои старшие знакомые, совершенно по-советски светские люди зачитывались «Сыном Человеческим», и то, с каким видимым детским ощущением причастности к тайне они заходили в церковь «подумать и свечку поставить».

Шло время; мои приятели, дети священников и иконописцев, переставали хипповать и поступали в семинарию. Многие из них вскоре обзавелись семьями, и я частенько бывал у них в гостях, за чаем и прослушиванием новых записей «Аквариума» обсуждалось много интересных и свежих тем, затрагивались важные духовные вопросы. Мои ровесники по собственному почину шли помогать в церковь, были среди таких и мой одноклассник, и другие близкие знакомые. Заходил к ним в храм и я, и, опять, очень хорошо помню «неспетую», но очень свежую атмосферу клира в то время.

Все взрослели, приятели мои, теперь уже свежерукоположенные священники, за стаканом портвейна спорили о необходимости церковных реформ (дошло до того, что один из них в девяносто шестом голосовал за Зюганова), обсуждали приходскую жизнь и искренне надеялись на скорые перемены, на обновление паствы и укрепление православия.

Через какое-то время, когда часть из них стала настоятелями (в массе своей разрушенных деревенских церквей, которые они должны были восстанавливать своими силами), разговоры перетекали в плоскость строительную и реставрационную, но сколько и в этих разговорах было восторга и надежды, радости каждому листу кровельного железа и ожидания начала настоящего общинного бытия. Справедливости ради отмечу, что другая часть знакомых, закрепившаяся в Москве рядовыми священниками, таких восторгов от собственного служения не испытывала, но очень радовалась за свежеиспеченных настоятелей, за становление нового молодого духовенства.

Прошло почти двадцать лет, многое изменилось. Те, кто помогал в храмах в начале девяностых, давно уже вышли из церкви, судьбы священников тоже сложились по-разному: одни ведут достаточно обеспеченную жизнь, другие продолжают латать свои церкви, правда, кровельное железо таких восторгов уже не вызывает.

За это время мне довелось участвовать в жизни прихода, помогать в организации храмовых праздников, работать на одного из обеспеченных представителей патриархии, наблюдать жизнь клира изнутри и укрепление РПЦ МП снаружи. Так вот, мое искреннее убеждение в том, что в данный момент русское православие переживает весьма тяжелые, если не худшие времена за последние тридцать лет. Главного, а именно, столь трепетно ожидаемого качественного изменения клира не произошло. Восторженных интеллигентов восьмидесятых давно отпугнул телевизионный блеск московской позолоты, молодежь в храмы не тянется, ибо ей банально не интересно — нет того промежуточного по возрасту звена, за которым хотелось бы следовать.

Духовенство жестко разделено на две неравные части, одна из которых успела попасть в нужное время и в нужное место, а другая, наиболее честная и, в общем, наиболее ответственная за прихожан во всей стране, занимается бесконечной бухгалтерией, в свободное время латая разваливающиеся храмы, посещаемые десятком местных старух, хотя именно эти приходы — фундамент выстроенных финансовых пирамид, верхушкой которых являются местные епископы и митрополит.

Чудовищно разросся тренд бытового антисемитизма (в том числе, по отношению к признанным православным деятелям еврейской национальности) и подмены дешевым псевдопатриотизмом базовых христианских ценностей. Я намеренно воздерживаюсь от частных и нелицеприятных фактов, известных мне, как очевидцу, — пусть этим занимается Кураев, но одно могу сказать определенно: никакого обновления РПЦ МП не произошло, и не стоит судить по телепередачам и успешным московским приходам о жизни всей церкви. «Россия — не Москва».

А в остальной России — неуверенность в завтрашнем дне, обреченная зависимость от начальства, разочарование в собственном деле, зачастую оканчивающееся уходом из церкви самых лучших и бескорыстных ее представителей.

"АХИЛЛА", 7 мая 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования