Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Казус Лонгина. "Епископ УПЦ МП уже больше года не поминает своего предстоятеля, святейшего Кирилла, патриарха Московского и всея Руси"


Преосвященный Лонгин (Жар), епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии, основатель детского дома и Герой Украины, кажется, уже больше года не поминает своего предстоятеля, святейшего Кирилла, патриарха Московского и всея Руси.

В проповеди на Покрова прошлого года, епископ Лонгин заявил: «Еретические слова патриарха нашего, когда он говорит, что Бог как солнце, а лучи, которые идут к солнцу это все ереси, все вероисповедания на земле и все ведут к Единому Богу. Нам такое не сказали святые отцы, нигде не написано! Это он говорит, потому что его учитель митр. Никодим Ротов сдох как собака у ног папы римского. А ему предсказали: не иди туда, а то умрешь. Когда он поцеловал сандалию папы римского тогда сдох у ног его».

Также епископ Лонгин – чуть ли не единственный из архиереев всего вселенского Православия, который благословил проведение странного мероприятия: межправославного Синаксиса, прошедшего 4 апреля 2017 г. в Фессалониках, Греция. Участники этого собрания (более тысячи человек из разных стран мира, но, похоже, ни одного архиерея) заявили, что прекращают поминать святейшего Варфоломея, патриарха Константинопольского. Также они сообщили о намерении провести «всеправославный антиэкуменический собор» как раз в том монастыре, где настоятельствует епископ Лонгин. В программе грядущего собора – оглашение анафемы патриархам Варфоломею и Кириллу. Впрочем, повестка дня не опубликована, поэтому опираться мы можем лишь на заявления организаторов и предполагаемых участников, которые друг друга одиознее.

Какая была реакция Москвы на первое заявление Лонгина? – Затянувшееся на год молчание.

Однако, чтобы понять это молчание правильно, необходимо вспомнить аналогичный случай – заявление епископа Диомида (Дзюбана). В чем-то оба случая похожи: оба епископа находятся в приграничных епархиях, у обоих за плечами на момент выступления уже несколько лет опыта архипастрыской работы, оба достаточно молодые, но отнюдь не юнцы.

Непараллельная параллель – случай Диомида

На этом сходство заканчивается. Судите сами: 22 февраля 2007 года в Интернете епископом Диомидом за несколькими подписями было опубликовано Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви, содержащее критику руководства Московского Патриархата за «отступления от чистоты православного вероучения». Несколько позже появилось Пояснение к «Обращению», которое с особой силой подчеркивает «необходимость скорейшего созыва Поместного Собора», не созывавшегося с 1990 года.

6 июня того же года было обнародовано Решение епархиального собрания и Открытое письмо Патриарху Алексию II, которые принципиально повторяют мысли «Обращения…», но в более категоричном тоне. Решение фактически требует от Священного Синода МП принесения покаяния в ереси: «1. Осуждаем экуменизм как ересь <…> Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от неё, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания».

Официальная реакция Патриархии последовала 28 июня 2007 года, когда было опубликовано «увещательное послание» епископу Диомиду, принятое Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от 20 июня 2007 года, в котором высказывается мысль, что «своими обращениями преосвященный Диомид противопоставляет себя всей полноте Русской православной церкви и попирает принцип соборности».

То есть Патриархия вынесла первое предупреждение. Однако епископ Диомид не внял увещаниям и продолжал гнуть свою линию, выступаю с обличениями патриарха, но не разрывая с ним общения и продолжая настаивать на проведении Поместного собора.

В частности, 9 октября 2007-го было опубликовано интервью епископа Диомида, в котором он подверг критике молитву патриарха Алексия II в соборе Нотр-Дам де Пари, заявив, что «эта совместная молитва с католиками в Париже не делает чести Святейшему» и является «отступлением от нашего православного вероучения».

17 июня  2008 года появилось «Открытое письмо пяти клириков Чукотской епархии о прекращении поминания имени патриарха Алексия II на Божественной литургии, прямо обвиняющее Патриарха в ереси: «Боясь раскола с Богом и не желая подпасть под анафему за ересь экуменизма, мы прерываем молитвенно-литургическое общение с Вами, Ваше Святейшество, и со всеми теми, кто находится в литургическом общении с Вами».

После этого чаша терпения преисполнилась и последовала практически моментальная реакция: создана специальная богословско-каноническая комиссия РПЦ во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), которая изучила документы за подписью Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и «фактически провоцируют раскол».

В связи с этим 27 июня 2008 года Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что «епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду». В тот же день Архиерейский Собор принял Определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», гласившее: «… 2. За совершение канонических преступлений … епископ Диомид извергается из священного сана. 3. … Собор призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода на его ближайшем заседании… 5. Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания, содержащиеся в пункте 3 настоящего определения».

Таким образом, с момента заявления о прекращении поминания до извержения из сана прошло ДЕСЯТЬ дней.

Кроме того, невозможно себе представить, чтобы члены Священного Синода РПЦ служили с епископом Диомидом после его выступлений против патриарха.

Кстати, как раз митрополит Онуфрий (Березовский) был одним из совсем немногих членов Архиерейского собора РПЦ, кто голосовал лишь за запрещение в служении епископа Диомида, но без извержения из сана.

Украинские нюансы

Епископ Лонгин (Жар) перестал поминать патриарха Кирилла, о чем заявил на собрании в своем монастыре в начале марта 2016 года. Протодиакон Андрей Кураев заметил по этому поводу: «Главное не в том, что еп. Лонгин перестал возносить имя патриарха. В конце концов – не очень и обязан: он викарий, и его кириарх – в Киеве, не в Москве. Повсеместное вознесение имени патриарха всеми литургисающими (а не только главами епархий) – это чисто русская традиция. Но еп. Лонгин объявил патриарха Кирилла сущим вообще вне православной Церкви. А это нельзя не заметить».

Как к обличителю патриарха относятся коллеги-архиереи? На этот вопрос отвечает сухая церковная хроника.

6 мая 2016 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Киевский митрополит Онуфрий возглавил литургию в Вознесенском Банченском мужском монастыре. Митрополиту сослужили наместник обители епископ Банченский Лонгин, епископ Шепетовский и Славутский Евсевий, а также духовенство монастыря.

21 мая митрополит Онуфрий совершил литургию в храме Рождества Богородицы в с. Старый Вовчинец Черновицкой области. Ему сослужили епископ Банченский Лонгин и клирики епархии.

Весьма показательна поездка на празднование 39-летия интронизации грузинского патриарха Илии II, куда в составе делегации от УПЦ помимо митрополита Онуфрия участвовали также управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ епископ Ирпенский Климент (Вечеря), а также всё тот же епископ Банченский Лонгин (Жар). Украинских же мирян представлял  народный депутат от Оппозиционного блока Вадим Новинский, который сам написал о своем членстве в делегации, опубликовав в Фейсбуке фотографии с приема у патриарха Илии.

Уже в этом году, 9 января, в Банченском монастыре у епископа Лонгина совершает литургию митрополит Киевский Онуфрий с еще двумя архиереями – митрополитом Черновицким и Буковинским Мелетием и епископом Хотинским Вениамином.

Пока писалась эта статья, митрополит Онуфрий 23 апреля снова посетил Банченский монастырь и даже запечатлился с епископом Лонгином на фото, которое уже облетело социальные сети.

Примечательно, что ко всему прочему владыка Лонгин является членом Межсоборного присутствия РПЦ – совещательного органа, содействующего высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся ее наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности.

Приграничное состояние

Как уже было сказано, и Чукотская епархия тогдашнего епископа Диомида, и Черновицко-Буковинская епархия, где викарствует епископ Лонгин находятся у самых границ РПЦ.

Но есть два ключевых отличия: за Чукоткой – Тихий океан, за Буковиной – православная Румыния, а в ней – Румынская Православная Церковь, от которой Буковинская митрополия (вернее, часть, оказавшаяся на территории УССР) была в 1944-1945 гг. отторгнута и передана Московскому Патриархату. Впрочем, в Румынском Патриархате она тоже находилась недолго – с 1918 г., а до этого Буковинская митрополия была фактически автокефальной, номинально подчиняясь Сербскому Патриархату.

В случае вызова епископа Лонгина на московский ковер, как заметил протодиакон Андрей Кураев, репрессии против викария могут восприниматься как национальное притеснение: в Герцаевском районе Буковины, где находится титульное село и монастырь епископа, 93 % населения – румыны.

Кроме всего прочего, есть и юрисдикционная особенность: епископ Диомид находился непосредственно в ведении Москвы, тогда как епископ Лонгин входит в состав епископата Украинской Православной Церкви, т. е. «первой инстанцией» в его случае является Киевская митрополия.

Однако Священный Синод УПЦ уже в течение года закрывает глаза на все заявления епископа Лонгина в адрес патриарха Московского: вопросы, связанные с позицией Лонгина, не нашли отражения в журналах заседания Синода.

Подводя итоги

Итак, епископ Лонгин, несмотря на должность викарного епископа, фигура достаточно влиятельная, с большими связями как среди православных маргиналов (устроителей самочинных собраний), так и среди членов украинского Священного Синода, которые, несмотря на скандальные заявления Банченского владыки, демонстративно сослужат с ним и приглашают в официальную делегацию УПЦ, но, вероятно, не разделяют его зилотскую позицию. При этом можно допустить, что фигура епископа Лонгина является в руках украинского епископата определенным рычагом влияния на московское руководство и возможностью в некоторой степени подчеркнуть свою независимость.

Сам епископ Лонгин занимает подчеркнуто враждебную позицию к украинской власти, но столь же враждебная позиция к патриарху Московскую, которую Лонгин занимает достаточно долго и последовательно, не дает повода видеть в нем агента Москвы. Также он не давал поводов заподозрить его в симпатиях к сторонникам автокефалии УПЦ.

Его «антиукраинскость» и косвенная «антирусскость» (скорее, если можно так выразиться, «антикирилловость») позволяют предположить, что свободно владеющий румынским языком епископ Лонгин будет склоняться к Румынии, однако вряд ли тамошний Священный Синод встретит его с распростертыми объятиями: уж слишком резок епископ Лонгин своим неприятием любых проявлений экуменизма. Румынский Священный Синод в этом вопросе занимает совершенно другую позицию: ««со скорбью в наших душах мы отмечаем, что в фанатичной и разрушительной манере некоторые смутьяны ввели в заблуждение клириков и верующих, неправдиво и клеветнически заявляя, будто Собор на Крите объявил экуменизм догматом веры, и что некоторые клирики, поверив этому обману, неканонично прервали литургическое поминовение своих епископов, тем самым нарушая мир и единство Церкви своей раскольнической позицией».

Учитывая давние дружеские связи и лояльность митрополита Онуфрия к епископу Лонгину, можно предположить, что ситуация так и останется в подвешенном состоянии:. В частности, на мою просьбу прокомментировать случай Лонгина один из высокопоставленных сотрудников митрополии заявил, что «еще не пришло время».

Осмелюсь предположить, каким может оказаться развитие событий по самому «тяжелому» сценарию: после объявления анафем православным патриархам-«экуменистам» участники «антиэкуменического собора», если такой состоится в Банченах, с опорой на местное румыноязычное население могут, «радея за чистоту веры», заявить о восстановлении древней Буковинской митрополии с тем статусом, которым она обладала в рамках Австро-Венгрии (фактическая автокефалия).

Илья Бей,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", апрель 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования