Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РИА НОВОСТИ": Из лагерей - в святые. В Католической Церкви начался процесс канонизации катакомбного епископа и священника, тайно служивших в СССР


Выпускник Петербургской католической семинарии и академии, узник Лефортова, Соловков, Сиблага и Владимирского централа, тайно рукоположенный епископ Теофилюс Матуленис будет провозглашен блаженным 25 июня в Вильнюсе. На мессу беатификации, как сообщили РИА Новости католические священники, собираются сотни паломников из России.

Процесс беатификации служившего в России литовского епископа был открыт еще в 1990 году. Он длился 16 лет и увенчался подписью папы Римского Франциска под декретом о его мученичестве. В Литве местный епископат принял решение провести мессу беатификации не в Кайшядорской епархии, где покоятся мощи мученика, а в Вильнюсе, чтобы в ней смогли участвовать больше паломников из России, Белоруссии, Латвии и других стран.

Матуленис умер 20 августа 1962 года в Шедуве, находясь фактически под домашним арестом, в изоляции от паствы. Однако, будучи сам тайно рукоположен, он сумел в 1957 году так же тайно рукоположить епископа Кайшядорского Винцентаса Сладкявичуса, которого католики в СССР называли символом сопротивления Католической Церкви советской власти.

Папа Иоанн XXIII незадолго до смерти епископа Матулениса возвел его в достоинство архиепископа.

Где паства — там и пастырь

Будущий епископ родился 20 июня 1873 года на хуторе Кударишки недалеко от литовского города Укмерге. Закончив гимназию, он отправился в Санкт-Петербург, где учился сначала в католической семинарии, а потом — в академии. Священником он стал 4 марта 1900 года — в день святого Казимира, покровителя Литвы.

Как пастырь служил в разных местах, а в 1910 году вернулся в столицу и служил там до 1929 года (с перерывом на тюремное заключение) — сначала в храме святой Екатерины на Невском проспекте, затем в часовне в селе Александровском за Невской заставой,  настоятелем прихода при строившемся храме Святейшего Сердца Иисуса, а после революции еще и администратором общины в Колпино.

Дерзкий узник

В марте 1923 года священник Матуленис проходил обвиняемым по громкому делу архиепископа Яна Феликса Цепляка. Процесс был открытым, судил священников военный трибунал, который приговорил Матулениса к 3 годам заключения — мягкой мере наказания по сравнению со смертными приговорами архиепископу Цепляку (который позже был заменен на 10 лет заключения) и прелату Константину Будкевичу — его приговор был приведен в исполнение в Пасхальную ночь с 31 марта на 1 апреля 1923 года.

Матуленис отбывал заключение в Сокольнической и Лефортовской тюрьмах в Москве, а после освобождения получил в 1927 году из Рима извещение о том, что назначен епископом в помощь Ленинградскому епископу Антонию Малецкому, причем хиротония должна быть совершена тайно.

Епископ Малецкий рукоположил его 9 февраля 1929 года, но вскоре Матулениса опять арестовали — по обвинению в "нелегальных связях с лицами, проживавшими за границей" — и приговорили к 10 годам лагерей. Так католический иерарх попал в Соловецкий лагерь особого назначения, на остров Анзер (командировка Троицкая), где, по свидетельству очевидцев, совершал тайные богослужения в лесу, был вновь арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения, из которых больше года провел в штрафном изоляторе. В сентябре 1933-го его выпустили на свободу и отправили в Литву (историки утверждают, что его обменяли "на советских шпионов").

В 1946 году, когда Литва окончательно стала советской, епископа Матулениса снова арестовали и приговорили к 7 годам заключения. Их он отбывал в Сиблаге и знаменитом Владимирском централе. В 1954 году по состоянию здоровья его отправили сначала в дом инвалидов, а в мае 1956 года — в Литву. Но до конца жизни католический иерарх находился под надзором органов госбезопасности.

Душу свою полагая за овцы…

В сентябре 2016 года в Караганде префект Конгрегации по канонизации святых кардинал Анджело Амато, который в июне приедет в Вильнюс, чтобы провозгласить блаженным епископа-мученика Теофилюса Матулениса, возглавил мессу беатификации еще одного узника советских лагерей — священника Владислава Буковинского, которого называли "апостолом Казахстана".

Его жизненный путь во много схож с тернистым путем Матулениса. Буковинский родился в Бердичеве, его отец был поляком, мать — итальянкой. После переезда семьи в Польшу Владислав поступил в Ягеллонский университет в Кракове, где учился на юридическом и теологическом факультетах. После рукоположения во священники в 1931 году служил в Краковской архиепархии, потом — в Луцке, где преподавал в семинарии и после начала войны, в 1939 году, был назначен настоятелем кафедрального собора. Там в 1940 году его и арестовали вместе с другими священниками. Но расстрелять до немецкой оккупации не успели.

В июне 1941 года он вышел на свободу и служнил на приходе, помогая еврейским детям и голодающим советским военнопленным. А после освобождения Луцка советской армией Буковинского приговорили к 10 годам трудовых лагерей и отправили сначала в Челябинск, а потом — в Джезказган, где он работал в шахте на 300-метровой глубине. На свободу он вышел в 1954 году с предписанием жить в Караганде и ежемесячно отмечаться в органах.

Во время репатриации поляков в 1955 году Буковинский добровольно принял советское гражданство, решив остаться в Казахстане, чтобы служить местным католикам. Он по ночам совершал тайные мессы, искал католиков в Алма-Ате, Актюбинске, Семипалатинске, соседних республиках, где они по несколько десятилетий не видели священника. лужил и исповедовал он на польском, русском, украинском и немецком языках.

В 1958 году его вновь арестовали, на этот раз как "шпиона Ватикана", и приговорили к 3 годам лишения свободы. После мордовской тюрьмы Буковинский вернулся в Караганду. В общей сложности в тюрьмах и лагерях он провел 13 лет. Умер он 3 декабря 1974 года и был похоронен на коммунальном кладбище, а в 1992 году гроб перезахоронили сначала у собора святого Иосифа, а потом — внутри его.

В своих воспоминаниях Буковинский упрекал себя в том, что иногда был излишне осторожным: "Мы ведь священники Иисуса Христа!.. Мы же рукоположены не для того, чтобы беречь себя, но для того, чтобы если надо, отдавать свои души за овец Христовых".

"РИА НОВОСТИ", 31 марта 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования