Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Семен Франк – смирение перед лицом Истины. Католическая монахиня представила книгу о православном религиозном философе


Презентация книги католической монахини, сестры Терезы Оболевич «Семен Франк. Штрихи к портрету философа» (М.: Издательство ББИ, 2016) состоялась 14 февраля в Доме-музее А.Ф. Лосева на Арбате. Помимо своей книги, с. Тереза представила также доклад, посвященный «пересечению судеб» А.Ф. Лосева и С.Л. Франка, озаглавленный цитатой из Лосева: «Франк очень ценил меня». Тереза Оболевич – профессор философии, заведующая кафедрой философии религии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове (Польша), автор более 150 публикаций, в том числе шести книг, посвященных русской философии, истории философии, проблеме отношений между верой и знанием.

По словам с. Терезы, Семен Франк – ее любимый философ, она полностью согласна с ним в его представлениях о Боге, о молитве и ощущает свое «отождествление» со взглядами православного мыслителя: «Он философски говорит о том, что я переживаю». «Смирение перед лицом Истины», «предельная искренность и непрекращающийся поиск» – так характеризует исследовательница работы своего героя.

В новой книге автор не ставила задачу написать новую биографию Франка (1877-1950), к его 140-летию она выпустила книгу с подзаголовком «штрихи к портрету», т.к. не могла не поделиться с научным сообществом новыми фактами, обнаруженными в работе с архивными документами. Новая книга написана на основе исследования части так называемого Бахметьевского архива, который хранится в Колумбийском университете. Он содержит рукописи Франка, его переписку, фотографии, личную Библию – всего 3700 единиц хранения. Изучение этого корпуса документов – дело будущего и, конечно, не только одной с. Терезы. Она утверждает, что изучение таких значительных философов, как Франк, – это «соборное дело многих исследователей».

В первой части книги с. Тереза рассматривает эволюцию взглядов Франка в аналитическом ключе, прослеживая творческий и духовный его путь: от марксизма – к идеализму, от кантианства к онтологизму. В становлении Франка-философа известную роль сыграло его знакомство с А.Ф. Лосевым, их диалог о Непостижимом, этому посвящена одна из глав первой части. «Непостижимое» – так называется одна из самых известных работ Франка, которая более всего близка автору книги – она переводила этот текст на польский язык. Параллели в рассуждениях Франка и Лосева занимают исследовательницу: она отметила, что Франк стал одним из духовных учителей Лосева, что оба философа испытывали большое влияние Николая Кузанского, для них обоих богословие было не интеллектуальными построениями, а «разговором с Богом, молитвой, философским осмыслением христианского опыта». Отметим, что в 2014 г. в издательстве ББИ вышло историко-философское исследование с. Терезы Оболевич «От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева».

Вторая часть книги раскрывает через эпистолярное наследие Франка основные вехи его жизни после высылки из России на знаменитом «философском пароходе»: круг его общения в эмиграции, эволюцию взглядов. В переписке Франка заметно прослеживается тема межрелигиозного и межконфессионального диалога, а в особенности – отношения философа к католичеству, которое исповедовали его сын и сводный брат. Отдельная глава посвящена теме Пасхи как одному из постоянных религиозных мотивов мысли Франка. По словам автора книги, Франк «выражает духовный опыт с точки зрения православной традиции, но при этом остается широко мыслящим, универсальным философом». «Опыт, пропущенный через призму восточнохристианской традиции, работает в парадигме западной традиции», - так характеризует исследовательница одну из особенностей богословия Франка.

С разрешения внука Семена Франка диакона Петра Скорера в книге впервые опубликованы три архивных материала. С.Тереза пояснила: это письмо дочери Наталье Скорер, потерявшей мужа, где Франк «очень трогательно, по-отечески, с любовью выражает свое отношение к смерти в пасхальном свете»; письмо к Вяч. Вс. Иванову и речь Франка в Берлине в 1926 г. на заседании Русского Академического Союза,  в которой он объясняет, почему остался верным Московскому патриархату и не перешел в Русскую зарубежную Церковь (РПЦЗ). Это решение философ обосновывает, прежде всего, с юридической точки зрения: он считал Московскую патриархию законной преемницей Синодальной Российской Церкви, а РПЦЗ воспринимал как раскол. «Франк был одним из немногих, кто остался в Московской Церкви; в основном, русские философы в эмиграции перешли в РПЦЗ», – отметила с. Тереза.

«Идеи Франка, как и способ их выражения, заставляют… более глубоко ставить вопросы жизни, заглядывая за пределы шумных, дерзких материалистических ценностей, которые так сильно доминируют в нашем мире», – пишет в введении к книге с. Терезы известный исследователь Франка профессор Филип Буббайер (Кентский университет).

На презентации выступили ректор ББИ св. апостола Андрея Алексей Бодров и проректор ББИ Ирина Языкова, которые говорили о большом интересе участников летних институтов ББИ к курсу лекций с. Терезы Оболевич по русской религиозной философии и выражали надежду на продолжение сотрудничества с ней.

Юлия Зайцева,

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО", февраль 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования