Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО МОСКВЫ": Как понимать РПЦ. "Вопросы о том, как «на самом деле» устроена РПЦ, оставим без обсуждения. Наша задача будет скромной: описать модель..."


Есть такие люди, кого РПЦ смогла удивить. Теперь это не только ее собственные прихожане, но и ни в чем не повинные граждане. Их модель РПЦ не совпала с реальностью. С моделями так бывает, даже если они рождаются в чистых душах семинаристов первого класса или, напротив, в эластичных душах директоров музеев. Даже чиновникам светского государства, которым по конституции вообще не положено иметь души, случается строить неверные модели РПЦ.

Вопросы о том, как «на самом деле» устроена РПЦ, оставим без обсуждения. Наша задача будет скромной: описать модель — то есть такой механизм, на котором можно предсказывать все действия РПЦ как корпорации, — как вне ее самой, так и внутри.

Внимательные аналитики одну модель уже создали. Она правильная, но слишком грубая, поэтому дает много ошибок. Ее точность — всего процентов 60. Но мы начнем с нее, а потом подправим до ста процентов.

Это так называемая бизнес-модель: РПЦ — монопольная корпорация в области ритуального бизнеса. Недосягаемый образец для нее — Газпром. Она так же стремится присутствовать на всех уровнях: от частных квартир бедных граждан до Кремля и международной политики. Она так же вовлечена в мировую конкуренцию естественных монополий (где ее главный конкурент, Вселенский патриархат в Константинополе, сжал ее горло, заставляя выпустить Украину…). В задачи РПЦ, как и Газпрома, отнюдь не входит сохранение культурных ценностей. Из работника ритуального бизнеса можно сделать музейщика, но это будет музейщик из… работника ритуального бизнеса. История с Исаакием рифмуется с несостоявшейся «кукурузиной» Газпрома на месте Ландскроны и Ниеншанца.

Но бизнес-модель противоречит другим свойствам РПЦ. Настоящие деньги любят тишину, а РПЦ любит сразу деньги и шум. Роскошь иерархов достойна африканских вождей, а не скромных миллионеров. Неэффективность рабского труда доказана, а рядовые священники РПЦ утверждают: в России рабство отменили в XIX веке, но не для попов. Наконец, обычно бизнес не защищается ни крестными ходами штурмовиков, ни хороводами юношей бледных со взором горящим, всякого пола и возраста.

Это признак формирования в бизнес-структуре регрессивных групп. Все три типа таких групп по Уилфреду Биону найдут место в нашей точной модели РПЦ.

Это будет модель в виде живого существа. Оно состоит из мясистого тельца и двух створок тонкого внешнего скелета. Тело — это начальство всех уровней, их подчиненные и те немногие верующие, что спрашивают у духовенства, как жить. По Биону, это группа зависимости (dependency). Младшие перед старшими инфантильны и безответны, старшие перед младшими нарциссичны и садистичны. Садо-мазо всем дает свою толику счастья, не обходя даже самых униженных. Свойственный лидерам нарциссизм часто сопряжен с гомосексуальностью (это медицинский факт). Без нее никуда, а разрешить каждому невозможно. Поэтому она — продукт элитного потребления и карьерный лифт.

Внешний скелет — то единственное, что видно издали, если смотреть из светского общества. Скелет тонок, но прочен, хоть выглядит облезло: от него всегда что-то отслаивается.

Одна створка — штурмовики. По Биону, это группа нападения-бегства (fight-flight). Они всегда воюют, а для этого всегда ищут врагов. Врагов не хватает. Приходится воевать друг с другом, а иногда и с начальством. Так старые слои хитина отшелушиваются, но тем временем новые нарастают.

Вторая створка — идеалисты. Они ждут и готовятся. Про свое начальство они всё знают, но веруют в Церковь. Но не в ту, где есть каноны и примеры святых, объясняющие, как в Церкви нужно менять плохое начальство и, главное, обязывающие это сделать. А в свою — в которой «всегда так было». По Биону, такие группы называются группами парности (pairing). Они похожи на супружескую пару, которая всё надеется, что у нее родится Некто, кто придаст смысл ее жизни, а пока что ждет и не очень живет. Кто-то устает и уходит, но приходят новые.

Вот с каким боевитым существом наши деятели культуры «ведут диалог», а наши чиновники не знают, как его раскормить, чтобы оно прикрыло своей красотой их собственное безобразие. Даже не знаешь, кто тут самый главный идеалист. Судя по их упорной вере в прекрасное — чиновники.

Епископ Григорий (Лурье),

"ЭХО МОСКВЫ", 24 февраля 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования