Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Несогласные на ступеньках Исаакия. Петербуржцы недовольны тем, что судьбу собора решают келейно


Завтра вечером в Петербурге на ступеньках Исаакиевского собора соберется оргкомитет кампании в защиту музея, которому грозит выселение. Вечером во вторник губернатор Георгий Полтавченко анонсировал передачу здания собора для нужд Церкви. Мероприятие будет проходить в формате встречи с депутатами Заксобрания Борисом Вишневским, Максимом Резником и Алексеем Ковалевым. В отличие от Первопрестольной в Петербурге этот формат пока еще не требует предварительного согласования.

Депутаты принадлежат к разным фракциям, но спикер Заксобрания Вячеслав Макаров уже назвал их поджигателями войны. Идея собраться в пятницу возникла в Сети в считаные минуты после того, как намерение губернатора было объявлено официально.

Масла в огонь защитникам музея подливают высказывания церковных и околоцерковных деятелей. Например, главы паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии Владимира Дервенева, который заявил в теледискуссии с Вишневским: «И экскурсоводы должны быть сертифицированы, и не какой-то светской организацией», а также предположил, что помимо города свою лепту в финансовое обеспечение новой жизни здания должен вносить и Минкульт. То есть уповают на субвенции не только из городского бюджета, но и из федерального. Сертифицированные РПЦ экскурсоводы внушают опасения многочисленной армии светских музейщиков и гидов. Судьба второго по популярности после Эрмитажа музея в сознании «зацикленной» на культуре и истории питерской публики заволакивается какой-то тревожной дымкой. Выясняется, что потихоньку сворачивается музейная деятельность при других храмах, находящихся сейчас под эгидой музея «Исаакиевский собор», – 22 января закрывается экспозиция при Сампсониевском соборе, сотрудникам объявили о сокращении.

Толерантный Петербург никогда не славился особым антиклерикализмом. Впрочем, не стоит говорить и о некоей особой религиозности горожан. Тот же Исаакий для ленинградцев-петербуржцев всегда был просто символом, отчасти фольклорным образом. Если же говорить о дореволюционной истории, то Исаакий как культовое место существенно уступал Казанскому собору на Невском, где всегда было стечение молящихся в праздники. Творение же Монферрана, находившееся до 1917 года в ведении Министерства двора, в разные времена осмысливалось по-разному – как символ державности, как память об «императорском» периоде жизни Питера, как легко изображаемый и быстро узнаваемый графический символ города наравне со шпилями Петропавловки и Адмиралтейства. Наконец, как обязательный элемент любого европейского туристического центра – место, откуда можно обозреть город сверху (колоннада). Поэтому негативная реакция по поводу нового предназначения собора была отчасти рефлекторной – люди ощутили угрозу для своей городской традиции, для образа своего города. И почему-то не верят обещаниям «продолжения экскурсионной деятельности». Либо считают, что это будет «не то».

Наверное, никогда со времен 100-летней давности в городе не звучало столько обвинений в адрес церковников – в стяжательстве, в коммерциализации. Либералы вспомнили словосочетания про «опиум для народа» и весь ассоциативный ряд атеистических советских времен. А уж коммунистически настроенная публика выстраивает еще один ряд образов, также напоминающий о 100-летней давности событиях, развернувшихся некогда в том же Питере. Немало неполиткорректных высказываний по поводу известной всему городу религиозности губернатора. Поэтому, как сказал «НГ» координатор «Открытой России» в Петербурге Андрей Пивоваров, «настроение людей ясно. Теперь важно, чтобы они консолидировались и вышли. Мы считаем, что тема задела не только либеральных активистов, но и людей с другими убеждениями. Однако очень торопиться не нужно, неподготовленная акция может только сбить накал». Опасения понятны. К тому же известно, что спонтанные протесты, организовавшиеся через соцсети, порой в городе более многочисленны и эмоциональны, чем согласованные с властью.

Стоит заметить, что основная претензия к власти, которая звучит в дискуссиях, связана не с заменой музея на храм и даже не с огромными бюджетными потерями, которые, как полагают многие, неминуемы. Суть этой претензии, пожалуй, точнее всего (хотя и несколько грубовато) сформулировала одна из рафинированнейших петербургских дам, в своей профессиональной жизни погруженная в изысканную атмосферу Серебряного века: «Какого рожна Полтавченко заявляет о том, что вопрос решен, словно собор – его личная нюхательная табакерка, которую он счел нужным передарить?»

Действительно, ни горожане, ни даже депутаты не знают, на основании каких заявлений, решений, прочих правовых документов и каких полномочий глава города уверенно сказал о «решенном вопросе». Не убеждают и аргументы про реституцию (эти аргументы отвергаются в связи с тем, что статус Церкви в царское время слегка отличался от нынешнего ее юридического статуса).

Так или иначе, уже завтра вечером близ Исаакия можно будет сделать предварительный вывод: случился в Петербурге очередной раздражитель из числа подбрасываемых властями едва ли не каждые пару месяцев – или речь идет о раздражителе особого характера, которые случаются не каждый год, но чреваты неожиданными последствиями.    

Светлана Гаврилина,

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 11 января 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования