Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"Province.Ru": Ростовскому архиерею чаще всего заказывают дождь


Кто оплатит "опиум для народа"?

Есть вопросы, задавать которые считается неприличным. В советские времена, к примеру, неприлично (да и опасно) было спрашивать, на какие деньги существует КПСС, сколько получает секретарь райкома. Сейчас такого рода фигурой умолчания стала православная церковь. Как и на что живут батюшки, на какие деньги покупают "мерседесы" и реставрируют церкви? Все это и попытался выяснить ваш корреспондент.
Мне сверху видно все
Ростовское епархиальное управление посетил в буквальном смысле после дождичка в четверг. После нескольких засушливых майских недель на донскую землю наконец-то пролилась долгожданная влага.
Как оказалось, пролилась она не без участия ростовских священнослужителей.
- Вчера в очередной раз звонили с просьбой устроить дождь, - рассказал мне архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. И было не понятно, то ли он шутил, то ли говорил всерьез.
По словам Владыки, руководители сельхозпредприятий разных форм собственности частенько беспокоят священников просьбами о хорошей погоде. Мол, вы там поближе к Богу, посодействуйте, очень надо.
Как правило, батюшки не отказывают просящим. За что получают вознаграждение. Вознаграждение небольшое - по словам Пантелеимона - "помидорка, другая". Помидорками батюшки, надо полагать, и питаются.
- А однажды ко мне обратились с просьбой помочь в борьбе с крысами, - Владыка уже не скрывал иронии. - Сначала я подумал, что люди шутят. Оказалось, нет. Крысы подъедали урожай зерновых, и звонивший просил посодействовать со скорейшим наступлением холодов.
На днях к Пантелеимону обратился священник одного из приходов ростовской епархии. Священник просил благословить облет крестьянских полей на вертолете. Мол, стану молиться о дожде на борту вертолета.
- Я благословил облет. Это будет своего рода крестный ход, - объяснил мне Владыка. - Богу, конечно, все равно, где будет молиться священник, но вертолет воодушевит людей.
Да и, добавлю от себя, забота Православной церкви об урожае получит наглядное подтверждение. Молитва в церковной тиши все-таки не так убедительна, да и всех, тревожащихся об урожае, в церковь не приведешь. А вот вертолет увидят многие. И верующие, и маловерующие, и даже язычники.
Можно представить, сколько "помидорок", в случае успеха мероприятия, понесут батюшкам крестьяне.
Главная церковная тайна
- Главная тайна церковного бюджета в том, что он существует скорее на деньги неверующих людей, - поделился со мной секретом отец Андрей Кураев, дьякон Храма
Св.Иоанна Предтечи, что на Пресне, профессор Свято-Тихоновского православного Богословского института, старший научный сотрудник кафедры философии религии МГУ. - Представьте, я три года читаю курс в МГУ, в конце концов ко мне приходит один их моих студентов и говорит: "Раньше вы были для меня просто Андреем Вячеславовичем, а сейчас я понял, что к чему, стал верующим и хочу креститься". Разве я возьму с него деньги? Ведь я потратил столько времени, чтобы он решился на этот поступок. Его крестить я буду бесплатно. Не будет брать деньги за требу со своих прихожан и священник. Но приходит человек "с улицы". Даже не приходит, а его приносят - большинство наших граждан приносят в храм два раза в жизни - крестить и отпевать. Вот таким "приношанам" и предлагается пожертвовать деньги на нужды храма, на его содержание. И для них называются конкретные суммы... Когда такой, зачастую маловерующий человек, приходит в храм и говорит: "Подскажите, что делать, сколько и кому заплатить". Мы ему можем сказать: "Мы не торгуем благодатью, она - Божия, а не наша, дайте сколько можете, по средствам".
Я много раз замечал, что люди начинают смущаться: "Ну, хоть ориентировочно скажите". Чтобы устранить возможные неудобства в общении с такого рода людьми, мы и вывешиваем примерные цифры. Но, подчеркиваю, цифры - условные. Патриарх на каждом епархиальном собрании требует: "Помните, если у людей нет денег, вы обязаны бесплатно совершить требу".
...К сожалению, патриарх не позаботился об информационной поддержке своего начинания. О том, что на требы существуют скидки для малоимущих, вы не прочтете в церковных прейскурантах. Не найти подобных комментатриев и в ростовском Кафедральном соборе.
Зато на церковном подворье можно увидеть несколько неплохих автомобилей типа "Ауди" или "Дэу-Эсперо"...
Церковь последних дней
В середине 90-х годов прошлого века россияне вдруг обнаружили, что отдельные представители Русской Православной церкви (РПЦ) запросто могут учреждать банки, торговать водкой и сигаретами, полученными в качестве гуманитарной помощи.
Но то дела минувших дней, и в последние два-три года в финансовых аферах РПЦ вроде бы не уличали.
Церковь потихоньку продает ключевую воду "Святой источник", добываемую, как сказано в рекламном проспекте, на территории Костромской епархии в экологически чистом месте.
Еще РПЦ пускает на постой богатых иностранцев в 4-звездочную гостиницу "Даниловская" - "115 долларов в сутки, ресторан с пятью залами, бар, две модные сауны, окна номеров выходят на Кафедральный собор и постройки Даниловского монастрыря", на территории которого, собственно, и расположена гостиница.
Приносит денежку РПЦ и художественно-православное предприятие "Софрино", выпускающее свыше 2000 наименований изделий - от свечек до ювелирных украшений.
Вот, пожалуй, и все коммерческие проекты РПЦ. По крайней мере, от них Московский патриархат не отрекается.
Как объяснил мне Владыка Пантелеимон, хотели бы торговать святой водой и в Ростове. Источники имеются. Нет желающих вкладывать деньги в изыскательские и прочие работы. Требуется полмиллиона рублей...
А вот своя маленькая гостиничка у ростовских священнослужителей скоро появится - в здании бывшего театра музкомедии, которое обладминистрация не так давно передала местной епархии. По словам Пантелеимона, под гостиницу будет отдано пять - десять комнат.
- И что плохого в том, что церковь выпускает "Святой источник" или открывает гостиницу? - удивляется отец Андрей Кураев. - Те, кто этим смущаются, меня смущают, в свою очередь. С одной стороны, церковь модно обвинять в несовременности, но стоит церкви сделать шаг в сторону интеграции в нынешнюю модель общества, сразу раздаются крики: "Да как вы смеете!"
Богу - свечка, священнику - зарплата
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, в известном смысле, является символом того, как церковь может вписаться в современное общество.
На "символизм" наталкивает уже само место расположения Кафедрального собора - территория центрального рынка города.
Когда я посетил собор, на небольшом и очень ухоженном пространстве работали по меньшей мере три торговых точки. К двум из них тянулись очереди. Человек сорок толпились у входа в главное здание собора - за свечками и иконами.
Мое внимание привлекли небольшие самоклеящиеся иконки для автомобилистов (25 рублей за штуку), эдакие крестики, составленные из четырех кружочков, напоминающие автомобильные колеса. В каждое такое колесо вписан лик святого...
Но самым ходовым товаром были свечи: от 1,5 рублей за маленькую парафиновую до 50 - за большую восковую.
Между прочим, по оценкам Центра по изучению нелегальной экономическрй деятельности, прибыль от продажи церковных свечей составляет от 900 до 5000 процентов. Продажа свечей приносит храмам от 35 до 70 процентов дохода.
Чем крупнее храм, тем более весомый вклад в его благосостояние вносят требы - вторую очередь в Кафедральном соборе я увидел как раз за требами.
Самыми дорогими таинствами оказались венчание и годовое поминовение - 600 рублей. Крещение - 200.
Над очередью страждущих совершить таинство висели два предупреждения - "Записки о самоубийцах не подавать" и о запрете на проведение самостоятельной фото- и видеосъемки, эту услугу храм брался выполнить собственными силами и даже записать на компакт-диск цифровой фотоальбом.
- Если не секрет, сколько получает священник? - поинтересовался я у Кураева.
- В нашем храме зарплата у всех одинаковая. И настоятель и дьякон до 1 января получали по 2500 рублей. Сейчас зарплату повысили до 3000... Существуют и премии - от 500 до 1000 рублей.
По словам Пантелеимона, у ростовских священников фиксированной зарплаты нет. На содержание батюшек идут остатки. То, что осталось от средств, выделенных на реставрацию. В сумме получается около полутора тысяч рублей. По мнению Владыки, ростовские священнослужители живут по принципу "с миру по нитке". Одним словом, едят "помидорки".
По пути предпринимательства
По словам Патриарха Алексия II, сейчас церковь находится в раздумье, по какой модели предпринимательства ей идти...
- Российские католики денег за требы не берут - они содержатся за счет Ватикана, - рассказал мне Андрей Кураев. - В Германии одна десятая часть от общей суммы налога, который платит гражданин, идет на нужды церкви. При этом каждый может выбрать, кому отдать свои деньги - католической, протестантской или мусульманской церквям. Атеисты направляют свои деньги на какие-нибудь социальные программы, скажем, в детский дом. Такая же система и в Финляндии. Есть страны, в которых церковный бюджет существует за счет того, что осталось со времен средневековья. У католической церкви остались участки земли, недвижимость. Они живут за счет их сдачи в аренду. У баптистов и адвентистов существует принцип обязательной десятины.
Год назад немецкую модель предложил ввести в России митрополит Кирилл.
- Но идея была встречена в штыки, у нашего общества слишком много предрассудков, - считает Андрей Кураев. - Ясно, что государство не хочет поделиться даже такой мелочью. Ну, а СМИ увидели в этом не больше чем просто повод для информационного скандала...
- Почему, на ваш взгляд, общество столь пристрастно к деятельности церкви? - поинтересовался я в конце нашей беседы у Кураева.
- Я думаю, это связано с тем, что церковь - это не наука и не культура. Можно прийти на художественную выставку и остаться самим собой... Церковь затрагивает человеческую совесть. Все понимают, что существует некая странная организация, которая при всем при том бросает "совестную проблему" в мой огород. Если всерьез отнестись к "ихнему" Евангелию, то моя жизнь окажется "ой как нехороша!". Чтобы исключить саму возможность "совестного суда" над собой, люди переводят эту проблему в другую плоскость: "Да какое Евангелие, какой Христос? Они там сигаретами торгуют!"
От себя добавлю: и наживаются на неверующих... Может поэтому, сколько не искал, не смог купить на церковном базарчике Библию. Такую книгу там не продают.

Сергей Медведев

Газета Дона № 25 19.06.2002


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования