Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО": «Прежде чем пропоет петух». Отрекаться или не отрекаться от своей церкви? Cекуляризация, от которой постепенно отказывается Западная Европа, доходит до своего пика именно в России


Общество находится в мазохистском ожидании применения целого ряда законов, подписанных президентом в июне и в июле 2016 года. Помимо пакета Яровой 23 июня был подписан закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ», согласно которому можно поставить под контроль потенциальных нарушителей общественного порядка и морали. В новом составе Госдумы будет обсуждаться проект закона об обязательной регистрации религиозных групп, предложенный заксобранием Ингушетии. Это логическое продолжение ограничительной политики в сфере религии.

Широкая общественность меньше всего внимания обратила на запрет миссионерства в России. Одна из причин – в том, что большинство граждан, действительно, не видит никакого смысла в проповеди по двум причинам. Во-первых, «мы и так все православные». Во-вторых, «вера у всех в душе», то есть в российском обществе политика власти укрепляет представление о том, что религия – это частное дело человека (приватизация религии). Таким образом, секуляризация, от которой постепенно отказывается Западная Европа, доходит до своего пика именно в России.
Одна из первых официальных трактовок применения Закона Яровой в части регулирования миссионерской деятельности ярко свидетельствует о стремлении отделить человека от общины, как это было и в советское время.

Свою интерпретацию предложило Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в лице советника департамента А.Иванова. Письмо от 12 июля 2016 года было получено в ответ на обращение одного из верующих Леонида Боймиструка. Перечислив признаки миссионерской деятельности, согласно новому закону, представитель Администрации президента РФ заключает: «Отмечаем, что Федеральный закон не содержит запрета на распространение личного религиозного опыта и общение на религиозные темы…». Что, по мнению советника А.Иванова, означает, что «в Законе не усматривается положений, противоречащих Конституции РФ» и не нарушается право исповедовать и распространять веру индивидуально или совместно.

Чиновник опирается на определение миссионерской деятельности, как деятельности религиозного объединения по распространению своего вероучения среди тех, кто не является членом данного объединения. Целью такой деятельности является вовлечение людей в число своих последователей. Причем, все должно делаться публично, через СМИ или через сеть Интернет и иными законными способами.
К сожалению, ничего особенно обнадеживающего в трактовке Закона Яровой одним из советников Администрации президента РФ нет. Бумага от чиновника не является авторитетным и единственным источником комментария к закону. И полицейскому такую бумагу не покажешь.

Кроме того, в отличие от «либеральных» региональных миссионерских законов о регулировании миссионерской деятельности (кто бы знал, что они покажутся таковыми) в пакте Яровой есть санкции в виде штрафов и для проповедника и для его объединения. В связи с этим важно задать вопрос: а что покажется полицейскому со стороны миссионерской деятельностью?

Если гражданин лично проповедует конкретное вероучение, то он вполне может хотеть вовлечь человека и в религиозное объединение. В руках у миссионера может оказаться и буклет церкви, прихода, и издание Нового Завета или другого сочинения о Боге. Отсутствие в издании указания на религиозное объединение – это нарушение, а наличие – повод привязать к какой-либо общине.

Получается, что полицейскому выгодно установить связь верующего с религиозным объединением, чтобы оформить штраф за нарушение порядка миссионерской деятельности. Потому что в таком случае, говоря о личной вере без документа, человек нарушает закон. В перспективе к ответственности можно привлечь и саму общину, если будет доказано, что она отправляла верующего без документа на проповедь.

Безусловно, можно сказать – «я просто христиан» или «просто мусульманин» или «просто буддист». А большинство протестантских церквей и движений готовы выдать удостоверение миссионера каждому верующему (об этом уже заявлял епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский).

Однако совершенно естественным будет вопрос – а принадлежит ли проповедующий без документа к какой-либо религиозной общине? И чтобы избежать штрафа в 50 тысяч рублей, говорящий о Боге без бумаги должен будет, скорее всего, отречься от принадлежности к своей церкви, группе, общине, движению.
Такова цена сегодняшнего миссионерства.

Роман Лункин,

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО", 14 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования