Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОММЕРСАНТЪ": Роспотребнадзор получил минус в карму. Буддийский монах рассказал, в чем заблуждаются российские чиновники


Уже почти год буддийский монах из Санкт-Петербурга Панньяавудхо Топпер бхиккху безуспешно пытается через суд объяснить Роскомнадзору и Роспотребнадзору нюансы своей религии. Осенью 2015 года эти ведомства запретили священный текст — записанный со слов самого Будды рассказ о смерти монаха Годхики, усмотрев в нем пропаганду суицида. С тех пор монах убеждает чиновников, что они неправильно поняли написанный 1500 лет назад философский трактат. ПАННЬЯАВУДХО ТОППЕР бхиккху просветил корреспондента “Ъ” АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЫХ, объяснив, как на самом деле буддизм относится к самоубийству и почему монах Годхика все-таки сумел достичь нирваны, а также поделился рецептом межрелигиозного согласия с православными и лютеранами. В свою очередь, адвокат священнослужителя, член международной правозащитной группы «Агора» ВИТАЛИЙ ЧЕРКАСОВ рассказал, что российские надзорные ведомства могут запретить любой текст и не считают нужным объяснить причины своего решения.

— К каким буддийским текстам у чиновников возникли претензии? Когда это произошло?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Я представляю санкт-петербургскую общину верующих, мы принадлежим к школе Тхеравада — это самое древнее направление в буддизме, самое ортодоксальное. Также я администрирую сайт нашей общины, где размещены священные тексты на русском языке. Среди прочего там опубликованы сутты — короткие истории, записанные со слов Будды. 22 сентября 2015 года я получил от хостера сайта, а потом и от Роскомнадзора предписание удалить с сайта «Годхика-сутту» — слова самого Будды, отрывок священного писания. Ведомство ссылалось на требование Роспотребнадзора: чиновники посчитали, что эта сутта пропагандирует суицид. Мы подчинились, но от отчаяния я «ВКонтакте» предупредил верующих — написал, что теперь они не смогут найти на сайте все слова Будды. Примерно тогда же чиновники запретили один из мусульманских текстов, потом фрагмент православного — в общем, наш случай лег в общую историю. Интернет отреагировал — я получил множество комментариев, крупнейшие СМИ рассказали об этом случае. После такого общественного резонанса Роскомнадзор и Роспотребнадзор поняли, в какую они лужу сели с этим запретом. И тогда они выпустили разъяснение — причем задним числом, от 19 сентября, что у них нет претензий к словам Будды. По новой версии, запрет касался комментария к этой сутте — якобы именно там одобрялось совершение самоубийства. Нам пришлось удалить его.

— Это был ваш комментарий?

— Нет, конечно. Это не те комментарии, которые оставляют к записи в Facebook. Дело в том, что сутты, как любой религиозный текст, очень сложны для понимания. Над ними надо задуматься. И в V веке нашей эры великий буддийский ученый Буддхагхоса составил Атхакатху — свод комментариев, разъясняющих верующим смысл слов Будды. Этот труд неразрывно связан с Типитакой, с Палийским каноном, сборником наших священных писаний. Многие тексты в принципе невозможно правильно понять без этих комментариев.

Запрет отрывка Атхакатхи — это такая же ситуация для буддистов, как если бы мусульманам запретили часть хадисов или иудеям — главу из Талмуда.

Виталий Черкасов:

— Мы писали в Роскомнадзор с просьбой разъяснить, что в комментарии не так. Там ответили: мы всего лишь технические исполнители, все вопросы задавайте Роспотребнадзору. Мы попробовали судиться с Роспотребнадзором, но нам не повезло — как раз накануне была установлена новая форма обжалования, и суд завернул наше заявление, так как оно было оформлено по старому образцу. Пока мы разбирались с этим вопросом, сроки обжалования истекли. Тогда мы зашли с другой двери. На сайте Роспотребнадзора было сообщение, что они пришли к выводу о пропаганде самоубийства на основании некоей экспертизы. Якобы ее автор сделал вывод, что данный комментарий вредоносен и подлежит запрету. И мы подали заявление в Роспотребнадзор с просьбой предоставить копию этой экспертизы. Ведь Конституция позволяет нам искать и получать информацию, а федеральные законы гласят: если информация затрагивает права и законные интересы гражданина, он может ее затребовать. В обращении мы указали, что сайт принадлежит конкретному человеку и он должен понимать, как поступать в дальнейшем, чтобы избежать репрессивных последствий. Ну и вообще, нужно наконец понять, почему текст запретили. Мы хотели посмотреть, что за ученый анализировал текст, обладает ли он достаточными познаниями в области буддизма. Может быть, мы сможем подготовить свою экспертизу, привлечем к ней более серьезных специалистов. А может быть, и согласимся с доводами Роспотребнадзора, почему нет.

— Что вам ответили?

Виталий Черкасов:

— Роспотребнадзор прислал нам отписку, я по-другому не могу это назвать. Ведомство вообще проигнорировало вопрос об экспертизе. Они разъяснили техническую сторону вопроса — каким образом информацию вносят в реестр запрещенной, в какие сроки. В общем, мы попросили показать экспертизу по нашему делу, а нам вместо этого прислали цитату из законодательства, которое мы и так прекрасно знаем. Воспользовавшись тем, что нам предоставили ответ не по существу, мы подали административное исковое заявление в Тверской райсуд Москвы — это территориальная подсудность по месту пребывания Роспотребнадзора. Мы потребовали признать незаконным отказ в предоставлении экспертизы и обязать Роспотребнадзор нам ее все-таки предоставить.

— Роспотребнадзор в суде как-то обосновал нежелание показать экспертизу?

Виталий Черкасов:

— Никаких новых доводов я не услышал. Мы надеялись, что хоть в суде они ответят по существу — ну, предположим, заявят, что у экспертизы есть гриф секретности. Бред, но хоть такой аргумент. А представитель второй стороны заявил лишь: «Мы действуем на основании внутренних инструкций, которые не обязывают нас предоставлять экспертизу каким-то иным лицам». Иными словами: мы запретим любой текст на вашем сайте и даже не станем объяснять почему.

— Суд не смутила такая позиция?

Виталий Черкасов:

Суд поддержал Роспотребнадзор. Я не знаю, чем он руководствовался — мотивировочного решения пока нет. Но теперь я уверен, что чиновники не хотят показывать экспертизу, потому что никакой экспертизы просто нет.

А такое вообще возможно?

Виталий Черкасов:

— Давайте вспомним, как обычно делается экспертиза в таких делах. Приглашаются специалисты, эксперты в области религии, которые дают компетентное заключение о проблеме. Но представитель Роспотребнадзора в суде на мой прямой вопрос ответила: нет, никаких ученых мужей они не приглашали. А вывод о пропаганде самоубийства сделали на основе «внутренних убеждений» чиновников Роспотребнадзора. И когда я спросил «Считаете ли вы себя экспертом по буддизму?», она не смогла удовлетворительно ответить. Зато отправила нас в Роскомнадзор — мол, там вам все разъяснят.

— Но ведь до этого Роскомнадзор отправил вас к ним?

Виталий Черкасов:

— Мы упомянули об этом, но это уже никого не интересовало. Суд мы проиграли, но, разумеется, подадим апелляцию. И попробуем другой вариант — обратимся в Роскомнадзор с просьбой исключить комментарий из этого реестра. Для этого нам придется приложить свою экспертизу, сделанную религиоведами. А если ведомство откажет, у нас снова будет повод обжаловать действия госоргана в судебном порядке. Я хочу подчеркнуть, что этот вопрос касается не только буддистов, а вообще всех. Мы видим, что Роскомнадзор и Роспотребнадзор обладают полномочиями запретить публикацию текста в интернете. Что еще хуже — они даже не хотят объяснять этот запрет. Это очень важный прецедент.

— Вы не могли бы объяснить, как буддизм относится к самоубийству?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Нелепо обвинять буддистов в пропаганде суицида. Буддизм негативно относится к лишению жизни, к самоубийству в том числе. Например, все школы буддизма выступают резко против эвтаназии — мы здесь едины с православными. Но при этом буддизм относится к суициду чуть-чуть по-другому, нежели христианство. Для христианина самоубийство — более тяжелый грех, чем убийство другого человека. Считается, что это поднятие руки на облик Божий. И поэтому грех убийства может быть отпущен, а самоубийства — нет. А в буддизме считается, что убийство другого человека все-таки немного хуже, потому что это еще и насилие над чужой волей. Но любой буддийский монах скажет вам, что нужно воздерживаться от самоубийства. Буддийские монахи связаны Винайей, монашеским уставом, где есть раздел Параджика — это важнейшие обеты. Так вот там есть отдельный пункт: запрещается склонять к самоубийству. То есть, если буддийский монах станет склонять кого-либо к самоубийству, он автоматически лишится сана.

Но при этом в буддийской традиции существует древнее исключение, связанное с архантами. Так называют полностью просветленных существ, которые достигли ниббаны (в русском языке обычно используется термин «нирвана», однако в традиции школы Тхеравада принято такое произношение.— “Ъ”). Это конечная цель буддийского пути — достичь ниббаны и уже не перерождаться. Вот с архантами отношение к самоубийству чуть-чуть другое. Для них в некоторых случаях самоубийство могло бы быть допустимым, но и здесь Будда ставит очень много условий. И в наше время эти условия невыполнимы в принципе — даже если бы сейчас существовали арханты, они все равно не имели бы права покончить с собой. Буддисты об этом прекрасно знают.

— Вы не могли бы подробнее рассказать об этой сутте и о комментарии, который запретил Роспотребнадзор? Что именно там говорится о самоубийстве?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— История, о которой Будда рассказывает в сутте, довольно нетривиальна, что вполне нормально для философского, религиозного текста. Любая религия ставит перед обществом сложные вопросы. Так вот это история про Годхику — очень, очень продвинутого монаха, который пытался достичь ниббаны. Он был очень близок к этой цели, но его подводила болезнь: каждый раз, когда он пытался полностью отрешиться, телесная немощь выбрасывала его из сосредоточения. И после многочисленных попыток Годхика отчаялся достичь ниббаны в этой жизни. Поэтому он решил покончить с собой, чтобы побыстрее переродиться и уже в следующей жизни уйти в ниббану. И там крайне интересно события развиваются. Мара — некий аналог христианского Сатаны — понимает, что сейчас монах действительно может достичь ниббаны. Поэтому он идет к Будде и просит удержать монаха от самоубийства. А Годхика в этот момент совершает самоубийство, причем упоминается, каким способом — здесь Роспотребнадзор и узрел пропаганду. Будда ведет других монахов на Черный утес, где лежит тело их товарища. И вдруг они видят столб дыма, водоворот черной тьмы, который мотается с севера на юг, с запада на восток, поднимается вверх и вниз. И Будда объясняет: это Мара злой ищет, в каком из миров утвердилось сознание монаха Годхики, где он переродился. Но не находит, потому что Годхика достиг ниббаны. Разумеется, вовсе не самоубийство помогло монаху уйти в ниббану. Это подробно разъясняется верующим в комментарии. Годхика стал архатом из-за того, что отпустил все привязанности, удерживающие его в плену. Он настолько отчаялся, сказал себе: «Да пошло оно все!» — и отпустил не только стремление к жизни, но и стремление к ниббане. И вот тогда-то он в ней и оказался. Это самый принципиальный момент, который из-за Роспотребнадзора теперь недоступен верующим, и сутта тоже непонятна. Ведомство совершило медвежью услугу: ведь если не прочитать комментарий, то действительно можно подумать, что все произошло благодаря самоубийству.

Вообще, это просто возмутительная ситуация. Текст был написан в V веке — за 600 лет до раскола между католиками и православными. 1500 лет этот текст миллионами верующих почитается как священный — а потом приходит чиновник Роспотребнадзора и запрещает его «на основании внутренних убеждений».

— В каких странах этот текст признается частью канона?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Это те страны Азии, где распространена школа Тхеравада. Регион южного буддизма — Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Южный Вьетнам, Северная Малайзия. Их жители читают этот текст, но никто же не кончает с собой из-за него.

— А в этих странах известно о том, что их священный текст запретили в России?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Пока информация об этом широко не разошлась, там СМИ ее не подхватили. Я боюсь, что реакция будет крайне негативной. Давайте вспомним прецедент: несколько лет назад Томский суд пытался запретить «Бхавад-гиту как она есть» — комментированный перевод священного индуистского текста. Тогда была настолько бурная реакция в Индии — во время демонстраций даже российский флаг сожгли. После этого запрет сразу отменили. Я, конечно, не думаю, что в этом случае будет настолько жесткий ответ — буддисты народ мирный. Но тем не менее отношения между Россией и буддийскими странами это может осложнить.

— В России ведь тоже есть регионы, население которых традиционно исповедует буддизм, преимущественно школы Гелуг. Их духовные лидеры как-то комментировали эту тему?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Нет, у них свои священные книги с комментариями к словам Будды. Но вообще мы прекрасно находим с ними общий язык, пусть это и другие школы. Я периодически езжу в Калмыкию, спокойно там проповедую, и это находит очень хороший отклик. Естественно, я в первую очередь говорю не о различиях между нашими вероучениями, а о каких-то общих моментах. Например, выступаю против алкоголизма.

Надо понимать, что мы не какая-то секта, которой десять лет, мы древнейшая буддийская школа. Поэтому мы спокойно общаемся с представителями других мировых религий. Например, в Санкт-Петербурге мы проводим собрания в здании лютеранской церкви.

— Как же так вышло?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Это небольшая община лютеран немецкого обряда. В Питере всегда жили немцы, но часть из них покинула город еще во время Первой мировой и Великой Отечественной войн, а в 1990-е годы практически вся оставшаяся немецкая молодежь уехала в Германию. Поэтому община маленькая, в основном там пожилые люди, им тяжело живется. Они предоставляют нам помещение, а мы помогаем: проводим уборку, устраиваем субботники. Они сами шутят: «В нашей церкви лучшие лютеране — это буддисты».

— И никаких религиозных трений у вас нет? Взаимного прозелитизма?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Я по нашему сотрудничеству понял: если люди хотят мирно жить, у них все получится. Абсолютно никаких проблем не было. Более того, мы очень хорошо нашли общий язык, поскольку ценим практический подход. У протестантов ведь есть постулат, что вера без дела мертва — и они достаточно активны в социуме. И наша традиция тоже в этом плане активна. Мы пропагандируем буддизм по азиатской модели — учение для повседневной жизни. Ведь часто у людей складывается впечатление, что буддизм — это такая специфическая религия для людей не от мира сего. Но если мы посмотрим, как живут обычные люди в Таиланде или Шри-Ланке — там буддизм духовно окормляет людей, способствует духовному развитию и поддержанию добрых нравов в обществе. Тхеравада строится на накоплении заслуг — надо постоянно делать что-то хорошее для общества, быть хорошим гражданином. Вот на этой почве мы нашли общий язык с протестантами при всей разности доктрин.

Но у меня и с православными прекрасные отношения. Мой хороший знакомый отец Алексей — православный священник и хирург. Он преподает в медучилище, где есть курс основ религии, ну и говорит: «Я же не специалист по буддизму, давай ты приедешь и расскажешь». Вот я читаю лекции его студентам. А недавно он стал вести курс медицинской этики и попросил рассказать учащимся, как буддизм смотрит на разные вопросы. Медработники ведь общаются с людьми разных вероисповеданий — так что им нелишне будет знать об этом.

— А его церковное начальство как относится к подобной дружбе?

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Епископ Нижегородской епархии, как мне передавали, очень положительно это оценивал. Ему понравилось видеоинтервью на нашем сайте — я советую тем, кто интересуется буддизмом, сначала получше изучить свою религию, православие. Ведь люди часто уходят из православия по незнанию, идут за экзотикой. Приходят, начинают при мне ругать порядки в православии, ну а я отвечаю, что тогда и у нас им не понравится. Вот говорят: не хочу толстому священнику руку целовать. Так ведь и у нас сидит толстый монах, которому кланяться придется,— надо же свое эго как-то смирять. В общем, это странно звучит, но мне часто приходится номинально православным людям рассказывать про их религию.

— Но вот с чиновниками так и не удалось вам найти общий язык…

Панньяавудхо Топпер бхиккху:

— Они не идут на контакт. Если бы Роспотребнадзор действительно хотел бороться с суицидами, я бы встретился с ними, объяснил нашу позицию и тогда они все прекрасно поняли бы. Но сейчас, видимо, они не хотят терять лицо, давать задний ход. Хотя нет ничего постыдного в том, чтобы исправить нелепую ошибку.

Александр Черных,

"КОММЕРСАНТЪ", 15 июля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования