Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БОГОСЛОВ.РУ": Ошибки миссионеров: опасные и распространенные. Анализ преподавателя миссиологии в Свято-Филаретовском православно-христианском институте Н.А. Адаменко


Путь воцерковления человека начинается с миссии и, к сожалению, часто именно ошибки миссионеров становятся труднопреодолимой преградой между человеком и Богом. И ценой таких ошибок становятся люди, которые из-за них так и не обретают спасительной веры, так и не входят в Церковь Христову.

Конечно, невозможно в одной краткой статье перечислить все возможные ошибки, которые может совершить миссионер. Их, к сожалению, очень много. Но самые опасные и самые распространенные ошибки необходимо выделить и дать им определение. Подобное описание позволит православным миссионерам избегать их и сделать свой труд более качественным и плодоносным.

Самые опасные ошибки в миссии связаны с духовными подменами, искажением самого Духа Евангелия, а самые распространенные – с нарушением принципов миссии, невежеством и плохой подготовкой миссионеров к своему служению.

Опасные ошибки

Самыми опасными ошибками миссионера являются ошибки в области духа – искажение или подмена Евангелия. В этом случае к Благой вести добавляется что-то иное, лишнее, или же она подменяется идеологией, направленной на защиту интересов государства, народа, корпоративных интересов Церкви или конкретного церковного сообщества (прихода, братства). В первом случае миссионерская проповедь становится похожа на рекламу и пиар, а в последнем – она приобретает черты пропаганды. Подобные искажения и подмены встречаются сейчас чаще всего в трех своих проявлениях: лжемиссии, прозелитизме и контрмиссии.

Лжемиссия – к Евангелию прибавляется какая-то ложь, и людям от лица Божьего со властью обещают то, что Христос не обещает Своим ученикам. Лжемиссионеры зовут людей к Богу и в Церковь, обещая при этом удачный брак или улучшение семейной жизни, исцеление от болезней, успешную карьеру, финансовое благополучие, раскрытие творческих способностей, приобретение новых друзей, положения в обществе и т.п. Апостол Павел подобную проповедь называет «хитростью» и «искажением слова Божьего» (2 Кор., 4:2). Многие люди очень легко верят в эти обещания и с радостью приходят в храмы с надеждой всё это получить в Церкви. Они проходят катехизацию, затем начинают участвовать в Таинствах, соблюдать посты и проч., всё время ожидая исполнения этих ложных надежд в своей жизни. Но их ложные надежды не исполняются. Ведь эти, по сути, обманутые люди так и не воцерковляются, не соединяют свою жизнь со Христом, потому что в центре их жизни по-прежнему остаётся какой-то идол: семья, здоровье, деньги, социальный статус, вокруг которого вращается вся их жизнь, в том числе и церковная.

Лжемиссия – самый легкий путь «завлечь» людей в Церковь и наполнить храмы, но результаты её плачевны. Рано или поздно все эти обманутые люди разочаровываются в Церкви как в месте, где осуществляются их надежды, и покидают её, расцерковляются.

Прозелитизм – это переманивание христианами к себе в конфессию (общину) христиан из другой конфессии (общины) с использованием методов и средств, противоречащих духу христианской любви и свободы личности (1). (...) Прозелитизм всегда базируется на духовной незрелости человека, его неустойчивости в вере, скрытом насилии и сопровождается обещанием различных благ, как правило, душевных и материальных, которые он может обрести в другой конфессии (общине). Это может быть обещание душевной поддержки и сочувствия, пасторской заботы, получения качественного духовного и светского образования, материальной помощи, в том числе с устройством на более престижную и высокооплачиваемую работу, в изучении иностранных языков и т.п.

Переход в православие для человека оправдан лишь в случае, если он является результатом духовных поисков истины, полноты церковной жизни, если это осознанное, свободное решение, никак не связанное с выгодой. Поэтому даже если к миссионеру обращается за помощью человек, желающий сменить конфессию, необходимо всегда прежде выяснить мотивы этого обращения, а уже потом помочь этому человеку глубже узнать православие.

Миссионерам прежде всего необходимо стремиться возвещать Евангелие тем, кто его ещё не слышал, по примеру апостолов: «Я всегда старался проповедовать там, где об имени Христа еще не слышали, чтобы не строить на фундаменте, заложенном другими, а исполнить слова Писания: "Те, кому о Нем не возвестили, увидят, и те, кто не слышал, поймут"» (Рим., 15:20-21). А также: «Мы не хвалимся чужими трудами вне своих пределов. Мы надеемся, что по мере возрастания вашей веры и моя роль среди вас неизмеримо возрастет, в пределах, отведенных мне Господом, и тогда мы пойдем возвещать Радостную Весть в другие края, не хвалясь работой, которая сделана другими в их собственных пределах» (2 Кор., 10:15-16).

Контрмиссия – это попытка доказать истинность своей веры и церкви за счет унижения других. Она грубее и опаснее прозелитизма, это уже практически неприкрытое насилие или призывы к нему. Контрмиссионеры говорят только о недостатках других религий и конфессий, часто их преувеличивают, демонизируя своих противников. Нередко создают и распространяют слухи и клевету, провоцируют и раздувают скандалы, используя средства массовой информации. При этом они не желают признавать никаких проблем и недостатков в жизни своей церкви. Часто контрмиссионеры призывают на помощь государство, обращаясь в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру и проч.), желая их руками устранить «конкурентов», апеллируя при этом к защите интересов государства и народа. Культивируемый контрмиссионерами страх перед «сектами» и «культами» разделяет общество и усиливает напряжение в нем, а агрессивность и неразборчивость в средствах дискредитирует Церковь в глазах неверующих и сомневающихся (2).

Есть замечательный пример из жития святого старца Силуана Афонского о способе преодоления контрмиссии путем перехода к миссии, основанной на восполнении духовного опыта инославных: «Мы знаем о беседе Старца с одним Архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал Старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, ещё молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбуждённо отвечал: «Я им говорю: ваша вера – блуд; у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь». Старец выслушал это и спросил: «А скажите, отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?» – «Это-то они веруют». – «А Божию Матерь чтут они?» – «Чтут, но они неправильно учат о Ней». – «А святых почитают?» – «Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?» – «Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?» – «Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы что это за службы после наших; какой холод и бездушие». – «Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что её надо исправить, и тогда всё будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасёмся милостью Божиею... Бог есть любовь, а потому и проповедь должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас и не будет пользы» (3).

Распространенные ошибки

Самые распространенные ошибки миссионеров связаны с нарушением основных принципов миссии, с неопытностью и недостаточным уровнем образования миссионеров, незнакомством со святоотеческой миссионерской традицией.

1. Отсутствие продолжения (катехизации). Если уверовавшего человека не научают должным образом христианской вере, молитве и жизни (отсутствует целостная и последовательная катехизация), то он оказывается не готов к христианской жизни. Такие люди после первых же серьёзных искушений, не умея с ними справиться, как правило, уходят из Церкви. Ведь Церковь – это не тихая гавань, а поле духовной битвы.

2. Неразличение и смешение миссии и катехизации. Выражается это в учительном тоне во время общения с людьми и миссионерской проповеди, в стремлении отвечать на незаданные вопросы. Такого рода смешение отталкивает даже заинтересовавшихся христианством людей и затрудняет их воцерковление. Если учить человека, который ещё свой духовный выбор не сделал, то это научение будет восприниматься поверхностно, формально, оно не изменяет жизнь. Ведь у человека ещё не пробудился интерес к христианству, нет доверия к Церкви, да и сознательной веры в Бога часто тоже нет. А порой такое неуместное учительство вызывает и раздражение у людей.

3. Нетерпение. Оно часто выражается в том, что без предварительной миссии людям сразу начинают возвещать Евангелие и призывать их к покаянию. В этом случае есть большая вероятность того, что человек не поверит и не примет Евангелие, потому что без доверия к христианам и без интереса к христианству их слова вызывают сильное подозрение в том, нормальны ли они, не сошли ли они с ума (4). Весть о Христе, Его Кресте и Воскресении, действительно, до сих пор «для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие» (5), поэтому не стоит рисковать, возвещая Евангелие неподготовленному человеку. Ведь другого шанса это сделать у миссионера может не быть.

4. Плохое знание основ христианской веры, православной традиции, которое часто сопровождается отсутствием интереса к духовной жизни других людей, особенно иноверных и инославных, пренебрежение к нему. Отсутствие духовного образования приводит к большому числу ошибок и поиску «лёгких путей» для распространения христианства – лжемиссии, контрмиссии, прозелитизма.

5. Неприветливость, закрытость миссионера, невдохновенность его проповеди. Всё это свидетельствует о каких-то личных духовных проблемах миссионера, которые необходимо решить до начала проповеди. В свою очередь, занудство, как стремление всё объяснить людям до конца, а также навязчивость в проповеди способны отпугнуть от христианства даже заинтересованных людей.

6. Самоуверенность и гордыня. Приводит к ним забвение миссионером того, что он свидетельствует только о Христе и действует Его властью, а не своей силой. При такой ошибке свидетельство воспринимается как попытка обратить в свою веру, поставить на первый план свой личный пример. И всё, что превышает наличные силы миссионера, тогда воспринимается как невозможное. Часто таким забвением стоит гордыня и самоуверенность, которые мешают благовестию и лишают миссионера вдохновения и дерзновения.

7. Безличностное отношение к людям, технологический подход к миссии.Такой подход выражается в приглашении на миссионерские встречи всех подряд, обращение ко всем с одной и той же проповедью, использование шаблонов, заготовок во время проповеди Евангелия, нежелание или неумение учитывать во время миссии личностные особенности людей – их возраст, пол, социальное положение, уровень культуры и т.п.

8. Ораторская неподготовленность. Слова-паразиты, жесты-паразиты, сленг (в том числе религиозный), чрезмерная зажатость и стеснение, а также избыточная жестикуляция. Слова-паразиты раздражают людей, а непонятные им сугубо церковные слова и богословские термины смущают и настораживают. Также мешает избыточная иносказательность, обилие примеров из церковной и, особенно, монашеской жизни. А слишком длинная и монотонная проповедь может не только утомить, но и усыпить слушателей.

9. Плохая организация миссионерских встреч. Когда день, время и место миссионерской встречи неудобны людям: встреча проводится в рабочее время, место трудно найти и трудно до него добраться, в самом помещении душно, шумно, холодно или жарко, людям плохо слышно и видно. Всё это говорит не только о неопытности миссионеров, но и об отсутствии реального интереса к людям и заботы о них.

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) Миссиология: Учебное пособие. М.: Миссионерский отдел РПЦ, 2010. – С. 119-122.

(2) См. подробнее: «Миссия или контрмиссия?» Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/547286.html (дата обращения 03.02.2016).

(3) Старец Силуан, жизнь и поучения. М.: Воскресение; Минск: Университетское; Новоказачье, православная община, 1991. С. 60.

(4) «Услышав же о воскресении мертвых, одни насмехались, другие сказали: мы послушаем тебя об этом еще раз» (Деяния 17:32) и «… Итак, с помощью, которая приходит от Бога, я устоял до сего дня, свидетельствуя малому и великому, не говоря ничего, кроме того, о чем Пророки сказали и Моисей, что должно тому быть: Христу – пострадать и, воскресши первым из мертвых, свет возвещать народу и язычникам». Когда он так защищался, Фест громким голосом говорит: ты безумствуешь, Павел! Большая ученость доводит тебя до безумия» (Деяния 26:22-24).

(5) 1 Коринфянам 1:23.

Наталья Адаменко,
"БОГОСЛОВ.РУ", 30 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования