Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": «Истина не в хозяйственном, а в сакральном». Православные активисты хотят отсудить Исаакиевский собор в пользу РПЦ МП


В Петербурге вновь разгорается битва за храм, возведенный Монферраном: кому он должен принадлежать — государству или церкви? Ходоки от РПЦ, затеявшие тяжбу, собираются судиться с городскими властями. Губернатор пока молчит. Петербургские парламентарии готовы провести общегородской референдум по этому вопросу и депутатские слушания. Сам музей предпочел бы остаться в стороне, но православные активисты упорно втягивают его в конфликт.

28 марта инициативные христиане планируют обратиться в Смольнинский районный суд Петербурга с иском к городским чиновникам. Истцы намерены оспорить отказ Смольного передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ. Такое решение власти Северной столицы приняли еще в сентябре 2015 года, но недовольные им всполошились лишь сегодня. Православные активисты объясняют это так: ждали, пока администрация города сама передумает, но не дождались… и пошли в суд. Однако если в первый раз на храм Монферрана претендовала Петербургская епархия, то сейчас ходоки от церкви вообще-то не уполномочены ничего требовать.

Впервые представители РПЦ покусились на Исаакий в июле прошлого года. В письме Петербургской епархии на имя губернатора Георгия Полтавченко они просили изъять собор из ведения города, свернуть находящийся внутри музей и развернуть полноценный храм. Обращение вызвало бурную реакцию общественности. В течение всего трех дней около 100 тысяч человек подписали петицию против передачи Исаакиевского собора церкви. Возмутились деятели культуры, историки, градозащитники, депутаты. Последние в августе даже обратились в Горизбирком с предложением провести референдум по данному вопросу среди петербуржцев. Избирком отказал по формальным причинам: допущены ошибки в оформлении документов и неточно сформулирован вопрос.

Но, к счастью, голосование и не потребовалось: под давлением общественности, не сразу, спустя почти два месяца, но Смольный отказал РПЦ. Чиновники сослались на экономическую нецелесообразность: мол, если согласиться на такой шаг, то расходы федерального бюджета лягут на город, а он этого не выдержит. Московский патриархат отреагировал незамедлительно: отказ незаконен, будем обжаловать. Но потом затаился. Никаких действий РПЦ не предпринимала до сих пор. О намерении судиться с городскими властями в конце марта объявили православные активисты, фактически поддерживаемые Петербургской епархией, но якобы независимые от нее:

— Церковь свое мнение в письме митрополита летом 2015 года высказала, и спрашивать заново нет смысла, — в интервью «Новой газете» пояснил один из авторов иска, руководитель фонда возрождения христианских ценностей «Священная Лига Святого Георгия» Сергей Егоров. — Если бы сейчас митрополит поменял свое мнение, он бы заявил, что он не согласен. Если бы он не хотел этого иска, он бы дал нам понять. Мы общаемся с отцом Александром Пелиным (глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Петербургской епархии.Н. П.), для нас его поддержка равна одобрению владыки. Пелину мы сообщали о наших планах. Он нам не запрещал. Но не он инициатор этого процесса.

— Я лишь контролирую их, чтобы они не зашли далеко, но это их инициатива, а не моя, — откликнулся и сам протоиерей Пелин, один из ближайших сподвижников митрополита Варсонофия.

Чья бы инициатива ни была, в ближайшее время православные активисты развернут широкомасштабную кампанию в ее поддержку.

— Процесс стартует в апреле, — сказал «Новой» Егоров. —

Мы будем собирать подписи за передачу Исаакиевского собора церкви, проводить разные благотворительные акции, агитацию. Основной упор делаем на общественность. На то, что нас поддержат горожане. Мы поняли: для губернатора важно, чтобы было создано определенное общественное мнение.

Летом 2015 года мы обсуждали, чем мог быть вызван отказ? Пришли к мнению, что либеральная общественность проявила очень большую активность и организованность, и тот отказ был под ее давлением. Сейчас мы хотим привлечь внимание общественности и добиться, чтобы храм передали церкви. Мы понимаем, что процесс будет долгим, но мы полны решимости в этом году довести дело до конца. Все храмы в Петербурге уже переданы РПЦ. Вопрос по Исаакиевскому собору завис потому, что у него довольно большой бюджет, и нынешнее руководство, с нашей точки зрения, просто не хочет с этим бюджетом расставаться. Только этим вызвано такое упорство.

Однако Пелин, Егоров и их соратники тоже не чураются расчетов. Уже сейчас, до решения суда, они рассуждают, что, сделав бесплатным вход в храм для граждан РФ, можно оставить его платным для иностранцев, а также создать ОАО для ведения коммерческой деятельности.

— Пока рано говорить об этом, это еще предстоит обсудить с общественностью. Истина не в хозяйственном, а в сакральном, — подытожил Пелин.

Но что для кого сакральное — тоже вопрос.

Новые притязания церкви вынудили петербургских депутатов задуматься не только о проведении общегородского референдума, но и об изменении законодательства, регламентирующего процесс передачи государственного имущества религиозным организациям. Парламентарии намерены предложить на федеральном уровне запретить передавать РПЦ здания, в которых на протяжении 25 последних лет находились учреждения культуры, а также объекты культурного наследия федерального значения.

Комментарии

Николай Буров,
директор Государственного музея «Исаакиевский собор»:

«Кто такие, эти православные активисты?»

— Это — хамское заявление. Кто выступает истцом? Кто такие, эти православные активисты? На сегодняшний день я знаю лишь, что это — малограмотные люди. Они очень плохо владеют русским языком. Подметное письмо, которое я от них получил, написано с громадным количеством ошибок. Осень и весна — трудное время для людей неуравновешенных. Это вам любой психиатр скажет. Но у нас свободное государство. Всякий волен апеллировать к суду. Что скажет ответчик — посмотрим. В данном случае музей — не ответчик. Ответчик — правительство города. Я не знаю, какой будет его реакция. Но я бы хотел большей защиты от государства, которому служу. Я ведь защищаю государственные интересы. Пока я четкой позиции не вижу, и мне досадно. Хочется, чтобы государство определилось на этот счет.

РПЦ не мешает музейный статус. В соборе по согласованию с епархией проходят богослужения — свыше 1000 в год. Хотя это и непросто. Музей имеет определенный график работы. Церковь имеет свой график работы. Мы стараемся совмещать интересы. К тому же музей берет на себя полностью все расходы, поэтому мы еще очень помогаем нашему приходу.

Я понимаю: в чужих руках все кажется толще. Эти люди думают, что они могли бы получать те доходы, которые имеет музей. Но они забывают о том, что музей — государственное учреждение, полностью подотчетное в своей деятельности. Это — крупный налогоплательщик и единственный музей в России, который вообще не получает денег из бюджета, сам себя содержит и все виды необходимых работ, даже реставрацию, проводит за счет заработанных средств.

Борис Вишневский,
депутат Законодательного собрания Петербурга:

«Если по закону, то у православных активистов не должны даже принимать иск»

— Иск православных активистов не имеет ни единого шанса по нескольким причинам. Первая: нарушен общий порядок обжалования действий должностных лиц и органов. Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав. Прошло 6 месяцев. Срок давно пропущен.

Вторая причина: закон устанавливает, что обжаловать можно решения о передаче имущества религиозного назначения, а не об отказе в передаче. По поводу отказа надо обращаться в конфликтную комиссию, рассматривающую такие споры, и лишь потом — в суд. Со стороны РПЦ такого обращения не было.

Третья причина: обжалование в суде предполагает доказывание нарушения прав и интересов. Какие права и интересы «православных активистов» нарушены? Они раньше владели Исаакиевским собором? В городе больше негде помолиться? Кто-то мешает их свободе вероисповедания? Нет. Более того, Исаакиевский собор никогда не был приходским храмом. Никогда не принадлежал РПЦ. Строился на казенные средства, Священный Синод в то время являлся министерством, Церковь была частью государства. Нет никакого нарушения прав и интересов. В суд идти бессмысленно. Если по закону, то у православных активистов не должны даже принимать иск.

Нина Петлянова,

"НОВАЯ ГАЗЕТА", 29 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования