Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": Дети на алтаре. "Высокодуховные" приемные семьи и приюты могут быть опаснее обычных


Общество обсуждает сразу несколько резонансных уголовных дел по фактам насилия над детьми-сиротами, в том числе в детдомах и интернатах. В связи с этим распространение получило мнение, что детдомам предпочительнее религиозные приемные семьи и общины, берущие сирот под опеку. Однако недавние события показали, что «высокодуховность» приемных родителей — вовсе не гарантия их гуманности.

Недавно трем «матушкам» приюта-общины в Мосейцево Ярославской области были предъявлены обвинения по статьям об истязании детей и непредумышленном убийстве девочки-подростка. На попечении у них были шесть девочек. Одну из них «матушка» забила до смерти за отказ от еды и «небрежность» в хозяйственных работах. Выяснилось также, что больше пяти лет — с января 2009 года по август 2014 года — три набожных мачехи систематически избивали подопечных сирот деревянными прутьями, проводами и палками. Они привязывали девочек за руки веревками или цепями к кроватям и подолгу держали в таком положении.

Ярославская епархия РПЦ уже официально отмежевалась от мосейцевской общины, заявив, что в Мосейцево не было православного приюта, а была обычная приемная семья. Но ряд православных клириков и активистов принялись рьяно защищать мосейцевскую общину, тем самым опровергая епархиальный официоз.

Отмежеваться церкви не удастся и от случая в Липецкой области. В селе Гнилуша арестована семейная пара, подозреваемая в насилии над пятилетним приемным ребенком. По версии следствия, местный житель, работающий алтарником в церкви, изнасиловал девочку. Также выяснилось, что на протяжении нескольких дней он вместе с женой жестоко избивал ребенка. От полученных травм девочка умерла.

Протодиакон Андрей Кураев рассказал корреспонденту «Росбалта», обвиняемый в преступлении несколько лет вел вызывающе «суперправославный» образ жизни. Он считает, что важно отыскать истоки такого фанатизма.

«Мне кажется, что сейчас самое главное — выяснить духовную генеалогию этого несчастного Дениса Савинова. Тот, священник, который служит на этом приходе, там недавно. Насколько я знаю, сама семья Савиновых четыре года назад туда переехала. Судя по рассказам односельчан, атмосфера в их доме была очень строгая для детей: без телевизора, без мультяшек, без „американской еды“ и т. д. И вот такая жизнь, по каким-то строгим правилам, может, и привела к противоположному эффекту, к духовной порче.  Ведь когда люди считают, что они делают великое святое дело, они готовы оправдать все что угодно», — заметил Андрей Кураев.

Протодиакон не исключил, что такое понимание христианства алтарник впитал от предыдущего настоятеля храма либо от какого-то духовника со стороны. «Такие „суперправославные“ очень любят находить себе духовных наставников, старцев, и носятся с этим как с писаной торбой. Поэтому надо  выяснить: а вдруг кто-то еще попал под такое плохое влияние. Вот был, к примеру, еще в недавние годы в Лавре очень известный монах, архимандрит Исайя, который сам голышом по Лавре прохаживался и от других требовал, чтобы люди голыми ходили, в том числе в присутствии детей. Такая тайная психушка была. Лавра с ним рассталась, а где он сейчас и чем занимается — неизвестно», — констатировал Андрей Кураев. Протодиакон призвал не «обобщать» подобные случаи, не транслировать их на всю церковь и на всех религиозных людей.

Однако изучать феномен верующих мучителей намерены не только церковнослужители. Религиозные учреждения воспитания и призрения характеризуются жесткими порядками, принуждением и закрытостью от общества, считает член координационного совета Движения в защиту детства в Нижегородской области Сергей Фомичев. Как заявил правозащитник, такие порядки недопустимы для подопечных детей и молодежи.

«С характерными случаями я сталкиваюсь уже много лет. Мне как педагогу довелось побывать в детском приюте при Макарьевском монастыре. И что я там увидел? Что девчонок уже в шестнадцатилетнем возрасте принуждают идти в монахини. А общественным организациям, которые могли бы защитить права человека, в эти полусектантские закрытые организации просто не проникнуть. Это касается не только маленьких детей и подростков. В поле моего зрения оказывался приют для молодых матерей, которые спасались от семейного насилия. Да, молодым матерям дают приют, но заставляют с утра до вечера молиться и выполнять различные работы. А когда поступили сведения, что в приюте была попытка самоубийства, то мы, общественники, туда пройти просто не смогли», — рассказал Сергей Фомичев.

Общественник подчеркнул, что из-за таких случаев он стал отрицательно относиться к церковным приютам. «Организаторам таких приютов предоставляется возможность наживаться на людях и ломать им жизнь. Церковь это милосердие, но когда оно дается в обмен на использование этого человека, то это уже не милосердие», — заметил Сергей Фомичев.

Случаи насилия в «православных приютах» и религиозных приемных семьях ставят вопрос о самой допустимости существования подобных «учреждений», считает правовед, представитель Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев. «С правовой точки зрения у нас есть понятие образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания. „Православные приюты“ ни под первую, ни под вторую категорию не попадают. Данные учреждения должны быть соответствующим образом лицензированы в органах образования. У них должны быть утвержденные программы, соответствующие стандартам. Но можно предположить, какие в этих приютах образовательные программы и условия содержания, если они предполагают телесные наказания для детей», — заметил Андрей Кораблев.

Общественный деятель считает, что воспитание должно быть положено на научную педагогическую основу и базироваться на профессионализме педагогов. В религиозных учреждениях всего этого дети лишены. «Это ненормально, когда воспитание осуществляется некими приютами и подобными квазипедагогическими организациями, находящимися под эгидой церкви. Если в обычной семье отсутствие педагогического образования смягчается тем, что родители находятся в родственных отношениях со своими детьми, то в таких приютах ничто не компенсирует недостаток педагогических знаний и отсутствие уважения прав ребенка. И случай с издевательствами над детьми в приюте в Ярославской области не единственный, были и другие примеры», — напомнил Кораблев.

Коснувшись случая убийства приемного ребенка в семье алтарника в Липецкой области, общественник отметил, что в дореволюционной России государство при поддержке православной церкви иногда изымало детей из семей сектантов. Но, по его мнению, этот пример позволяет поставить вопрос шире — о допустимости религиозного воспитания в семье в принципе.

«И среди верующих, и среди атеистов встречаются люди разных моральных взглядов. Казалось бы, это всем ясно. Но еще можно услышать высказывания, что воспитание в семье верующих лучше. Случай с алтарником — хотя не важно, алтарник он был или хоть архиепископ — еще раз подрывает тезис о „высокоморальности“ верующих. Ничего хорошего в воспитании в религиозной семье нет», — подчеркнул Андрей Кораблев.

Религиозное воспитание не создает нравственного человека, адаптированного к жизни в современном мире, полагает и член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Рудой. Как заявил педагог, это обусловлено косностью такого рода воспитателей.

«Существует расхожее мнение о том, что религиозное воспитание пропитано моралью, прививает ребенку ценности добра и т. д. На практике же мы видим, что религиозное воспитание очень часто носит репрессивный характер, и оно очень консервативно по своей сути. Оно воспитывает человека, который, может, адаптирован под реалии XIX века, но никак не под реалии века XXI-го. И статистика показывает, что места, где религиозное воспитание торжествует, не являются местами, благополучными в социальном плане. Это касается и России, и, например, США, где в самых религиозных штатах самый высокий уровень преступности. А в некоторых случаях это оборачивается эксцессами, которые произошли в Ярославской области и в других местах», — сказал Андрей Рудой.

Часто современное общество называют безнравственным и бездуховным. Однако если кто-то думает, что добавление ритуалов и обрядовости принесет исцеление от социальных недугов, он ошибается.

На одном из калужских Интернет-форумов местная жительница возмутилась, что в школах нет постного меню и похвалилась, что ее религиозный сын отобрал сосиску у одноклассника, не соблюдающего поста. Вероятно, подрастает еще один будущий «суперправославный», который станет навязывать свое понимание религии окружающим и близким.

Заставь дурака молиться — он и лоб расшибет. И не только себе.

Дмитрий Ремизов,

"РОСБАЛТ", 25 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования