Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Право на помпон. Как свободы человека превращаются в России в «ересь» и «терроризм»


Заявление патриарха Кирилла о ереси «человекопоклонничества», угроза питерского прокурора, что террористом можно стать благодаря одному посту в соцсетях, и нашумевшее видео главы Ингушетии, в котором он обрезает помпон с шапки мальчика (чтобы не был похож на девочку), наглядно отражают нынешние представления о том, какую роль играют права, свободы и личное достоинство в нашей стране. Это роль помпона на шапке, который в любой момент можно обрезать.

После литургии в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл напомнил, что в новом времени универсальным критерием истины стал человек и его права. С этого, по мнению Кирилла, и «началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни, из жизни общества». Это движение сначала охватило Западную Европу, Америку, а затем и Россию.

«В некоторых странах есть попытки законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного... Мы должны защищать православие от ереси современности», — заявил патриарх. И призвал бороться с ересью «человекопоклонничества».

Впрочем, применительно к России патриарх, кажется, зря волнуется. У нас этот «грех» пока явно не прижился. Несмотря на то что именно христианство сделало своей доктриной ценность каждой человеческой жизни как образа и подобия Божьего.

Десять лет назад Всемирный русский народный собор принял Декларацию о правах и достоинстве человека, где ровно это и записано. Так что нынешние слова предстоятеля РПЦ, мягко говоря, спорят и с христианскими постулатами, и с подписанными в рамках внутрицерковного диалога документами. Не говоря уже о светской Конституции России, которой православные как граждане страны тоже обязаны подчиняться вместе с закоренелыми атеистами и агностиками.

В этом смысле ингушский президент Юнус-бек Евкуров хотя бы более последователен. Вероятно, выкладывая в сеть столь неожиданное видео со своим участием, он явно держал в голове некие исламские и традиционно ингушские представления о том, что мальчик должен быть с детства мужчиной и защитником, а помпон на его шапке нечто легкомысленное и «девчачье».

Но Евкуров при этом — глава республики, которому как-то не к лицу (да и закон запрещает) покушаться на чужую собственность. Или портить чужое имущество. Да и вообще решать за мальчика и его родителей, что тому носить.

Впрочем, власти в последнее время все чаще трактуют права и свободы человека, мягко говоря, нетрадиционно. Не далее как в пятницу, 18 марта, прокуратура Петербурга официально предупредила граждан России, что одним неаккуратным постом в интернете они могут испортить себе всю жизнь. «Жить потом с клеймом «экстремист» или «террорист» — нерадостная перспектива», — заявил один из ее спикеров.

Фактически объявляется, что «террористом» в России может стать любой гражданин, который реализует свое конституционное право на высказывание собственного мнения.

И уголовные дела за карикатуры, посты и репосты в соцсетях тому подтверждение.

Но пренебрежение светских и религиозных властей к человеку как минимум нелогично. РПЦ пытается сегодня активно бороться с геноцидом христиан в мире (даже историческая встреча патриарха с папой Римским прошла именно под этим предлогом) и своим отношением к правам человека точно не улучшает их положение.

Российская светская власть, которая постоянно возмущается ущемлением прав кого-нибудь в других странах, своим отношением к правам человека у себя дома тоже выглядит не слишком убедительно.

Разве мы можем учить свободе слова или соблюдению прав любых меньшинств страны Запада, если сами называем эти права «ересью», а вместо прав верующих норовим защищать их «оскорбленные чувства»?
Георгий Бовт о том, как Кремль зарабатывает очки на непредсказуемости

У этой атаки на права человека как на западную идеологическую «заразу» есть не только моральные, но и вполне материальные последствия. От обрезания помпона с шапочки у мальчика и дела Pussy Riot короткая — прямо не заметишь — дистанция к кафедре теологии в МИФИ, борьбе с наукой и технологиями. Хотя в развитых странах именно церковь подстраивается под веяния времени. Ведь поддержка тех же прав сексуальных меньшинств вовсе не отменяет религиозность нации. Например, в США, где люди набожны точно не меньше, чем в России.

На словах и на деле пренебрегая человеком, государство, возможно, само того не замечая, провозглашает курс на дегуманизацию. Оно словно говорит людям: человек ничто, мы не считаем его смыслом нашей политики. «Единица — ноль, единица — вздор», как писал Маяковский.

В свое время советская власть на полную катушку использовала ленинскую формулу «абстрактного гуманизма», защищая права одного класса перед другими, но игнорируя интересы отдельных людей. При этом самих рабочих и крестьян репрессировали не меньше, чем «врагов народа» из числа бывшей буржуазии или «недобитых интеллигентов».

Россия сегодня и вовсе пытается представить гуманизм грехом или угрозой. Уважение к каждой человеческой жизни даже хотя бы как к божественному творению, если уж мы такое царство духовности, как-то не вписалось в наше представление о духовных скрепах. Зато срезанный с шапки помпон и надпись в твиттере президента Ингушетии «В определенных вопросах я довольно консервативен» — вписывается вполне.

"ГАЗЕТА.РУ", 21 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования