Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Минск хочет быть мостом между Москвой и Ватиканом. Александр Лукашенко не отказывается от планов церковных преобразований в республике


Государственный телеканал «Беларусь 24», позиционируемый как «первый международный», 9 марта с.г. выпустил в эфире получасовую передачу, в которой на вопросы ведущего ответили православный митрополит Минский и Заславский, патриарший экзарх всея Беларуси Павел (Пономарев) и митрополит Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви Тадеуш Кондрусевич. Этот диалог представлен белорусскими СМИ почти как местный аналог недавней встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска в Гаване: «Впервые в одной студии в неофициальной обстановке встретятся два иерарха, чтобы поговорить о том, как вместе защитить и сохранить христианские ценности».

В ходе телепередачи митрополит Павел фактически подтвердил возможность визита папы Римского в Беларусь в ближайшее время, подчеркнув, что времена изменились: «Если этот вопрос будет согласован (с патриархом Кириллом. – «НГР»), то нельзя этого исключать. Совсем недавно еще говорили, что никогда не состоится встречи папы и патриарха, а вот, состоялась». Ранее, сразу после гаванской встречи, Кондрусевич заявил, что она приблизила визит понтифика в республику, так как «и препятствий уже стало меньше, и сам климат (по отношению к католикам в Беларуси. – «НГР») изменился после этой встречи».

«На Кубе предварительное согласие патриарха на визит папы в Беларусь было получено», – утверждал 22 февраля в статье, опубликованной на сайте газеты «Беларусь сегодня», Александр Зимовский. Зимовский – видный представитель белорусского истеблишмента, в 2005–2010 годах был председателем Национальной телерадиовещательной компании Беларуси, в 2004–2008 годах по квоте президента занимал пост депутата парламента страны. Публикация его слов в крупном государственном издании выглядит как хорошо продуманный инсайд.

В ходе телебеседы митрополиты Павел (Пономарев) и Тадеуш Кондрусевич сделали целый ряд заявлений в духе единства христиан. Так, глава белорусских католиков напомнил: «Но что сказал Иисус Христос перед своей смертью: да будут все едины, и мир уверует». Однако это единство не в плане объединения Церквей. Как заметил Пономарев, в Гаване «во время встречи не затрагивался какой-то богословский вопрос». Скорее это аналог советской дружбы народов. «У нас выбора всего два – или мы со Христом в мире и согласии со всеми, или мы будем враждовать, идти против Бога», – сказал экзарх.

Последняя фраза Пономарева прозвучала в контексте обсуждения событий в Украине: «Возьмите революцию 1917 года. Разве не то же самое происходило, что и сегодня на Украине? Брат восстал на брата, отец на сына, сын на отца». С похожим заявлением выступил Кондрусевич: «Никаких крестовых походов, никаких мечей, никаких призывов к революциям!»

Охранительная роль Церкви – и в Беларуси, и за ее пределами – не новость. Новизна – в другой реплике митрополита Павла: «Ситуация у нас в Беларуси была накалена и пока еще остается. Из-за чего? Из-за того, что псевдоисторики и псевдорелигиоведы говорят: вы знаете, в Беларуси католики – это поляки или итальянцы, православные – это московские, а вот настоящая национальная Церковь – это якобы униаты… Украина – результат, до чего это довело. Сегодня и папа, и патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответили и на этот вопрос. Благодаря этому заявлению мы должны сказать: друзья, что делить? Нам нечего делить». Эта трактовка гаванской встречи заметно отличается от совместного заявления папы и патриарха, которое осуждало унию как метод, признавая за униатами право на существование. В версии экзарха – речь о признании равенства «прав» прежде всего православных и римо-католиков в Беларуси. Напомним, что с аналогичным заявлением в послании 20 февраля 2015 года в отношении Украины выступил папа Франциск (см. «НГР» от 04.03.15).

Исторически православие появилось и доминировало в каждой из этих восточнославянских стран и остается наиболее представительной конфессией до сих пор. В Беларуси, по данным опубликованного 26 января с.г. национального социологического опроса, 83% респондентов идентифицировали себя как православные и 9,5% как католики. «Любая попытка Беларуси продвинуться в этом вопросе (выстраивания отношений с Ватиканом. – «НГР») упиралась в статистику. 83% православных, помните?» – написал в процитированной выше статье Александр Зимовский.

Новая модель позиционирования религий Беларуси помогает преодолеть эту сложность со статистикой и историей. Подобные заявления появлялись за последнее время неоднократно. «Есть международный экономический суд, который способствует примирению экономической вражды (вероятно, имеется в виду международная Постоянная палата третейского суда в Гааге. – «НГР»), – заявил 9 февраля с.г. в ходе дискуссии на презентации фильма «Религия миролюбия. Ислам» в минском клубе «Мова TUT» председатель Синодального информационного отдела Белорусского экзархата РПЦ протоиерей Сергий Лепин. – Может быть, если у Беларуси есть определенный опыт в миротворчестве, посредничестве, то она сможет послужить и разрешению религиозных конфликтов? Было бы, пожалуй, слишком смело утверждать, что Минск может стать некоей «религиозной Гаагой», но почему нет?»

Президент Беларуси Александр Лукашенко проявляет большой интерес к религиозной сфере и уже несколько раз пытался вывести Белорусский экзархат из-под управления Москвы, и обращаясь за этим к патриарху Константинопольскому Варфоломею I, и пытаясь инициировать требование об автономии экзархата через митрополита Павла. Последний случай имел место в декабре 2014 года, но в январе 2015 года Пономарев заявил, что «принял решение снять этот вопрос с повестки дня» как неактуальный еще на много десятилетий (см. «НГР» от 21.01.15).

Однако попытка митрополита получить больше суверенитета поддерживалась республиканскими СМИ, например, 7 января 2015 года в репортаже на общенациональном телевидении заявлялось, что Пономарев «успел не только заслужить доверие местной паствы, но и начал отстаивать в Московском патриархате право Белорусской православной церкви на самоуправление». 7 января с.г. Лукашенко заявил журналистам, выйдя с митрополитом Павлом с рождественского богослужения в Свято-Духовом соборе Минска: «Мы не стремимся к какой-то непонятной автономии и самостоятельности. Но откровенно скажу: мы это обсудим еще на встрече со священнослужителями – Церковь должна развиваться. Ей надо совершенствоваться. И я, насколько это возможно, буду тому способствовать».

Газета «Советская Белоруссия» напомнила об этих словах президента 12 марта с.г., в разгар новых веяний в религиозной политике республики, видимо, решившей теперь обозначить себя как «мост между Западом и Востоком». Официоз заявил в унисон с митрополитом Павлом, что визит папы Римского «послужит как минимум сплочению людей». Реальным его смыслом, конечно, было бы наведение мостов с западными элитами в условиях снятия санкций и демонстрация равноудаленности по отношению к Москве и другим политическим центрам.

Владислав Мальцев,

"НГ-РЕЛИГИИ", 16 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования