Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": По отдельности — грешники, вместе — святые. Как перестать оправдывать себя чужими заслугами и чужими грехами


У православных начался Великий пост. По всем храмам идут ежедневные богослужения — уникальные, какие бывают только раз в году. И, может быть, именно они вместе с такими же уникальными богослужениями Страстной перед Пасхой точнее и нагляднее всего передают самую суть православной веры.

Главный мотив этих богослужений — плач о собственных грехах. Но в нынешней российской практике есть одна малообъяснимая странность… Каждый православный на вопрос, грешен ли лично он, ответит уверенным «да», особенно в эти дни. Но вот грешны ли мы как некоторое количество православных? Грешны ли мы, если объединились в юрисдикцию, конфессию, нацию, государство? Не торопитесь давать ответ…

Для многих не только не грешны, но, напротив, почти совершенны. Можно ли представить себе, что в эти дни я скажу Богу: «Как я живу, неважно, потому что деды мои воевали, а один даже стал генералом»? Абсолютно нереально. Но стоит заменить «я» на «мы» — и это уже общее место для всякой патриотической риторики последних лет. Мы гордимся тем, что предки наши были всех круче уже в XI веке, спасли Европу от монголов в XIII, избавили от Наполеона в XIX, от Гитлера в XX, затем первыми полетели в космос и совершили множество других замечательных дел. Ну а мы-то, мы-то сами что? А мы помним и гордимся.

Как мы сами живем и что делаем, неважно, предки оставили нам такое наследство, что не о чем уже волноваться.

Представим, что, придя к исповеди, я скажу: «Да, может быть, в чем-то я иногда и дал слабину, но это на самом деле ничего не значит, потому что все так делают, и остальные даже еще хуже, Машка со второго этажа гуляет, а Васька из соседнего подъезда так вообще уголовник отпетый». Но все станет понятно и даже неизбежно, если только заменить исповедь на диспут о геополитике, Машу — на бездуховную Гейропу, а Васю — на проклятых американцев, которые Ливию с Югославией бомбили, Вьетнам жгли напалмом, негров вешали и индейцев истребляли… Им что же, можно, а нам нельзя?

Не стану даже пытаться объяснить, почему американцам действительно сходит с рук то, что не спустят остальным.

Когда продукция какого-нибудь Воронежского завода бытовой электроники станет во всем мире настолько же желанной, как новый айфон, а «Мосфильм» будет определять репертуар кинотеатров на всех континентах, России тоже будут прощать намного больше.

Но мы же не пытаемся даже думать о таких переменах к лучшему — зато почему-то постоянно оправдываем свои сомнительные поступки тем, что считаем преступлениями американцев. Может, лучше построить такие же дороги, как в США? Сделать быт настолько же удобным, правила для бизнеса — настолько же понятными, выгоду от внедрения изобретений — настолько же очевидной, как там?

Но все это требует напряженного труда и не сулит немедленных результатов. При медведевской модернизации попробовали пойти этим путем, быстро поняли, насколько сложно, и переключились на механизм самооправдания, который гарантированно приносит немедленный эффект. А что, они там еще хуже… Зато мы духовнее.

Чем не тема для великопостных размышлений: как перестать оправдываться чужими грехами и начать жить.

Итак, начался Великий пост. Во всех СМИ нам в очередной раз напомнили, что когда разрешается и когда запрещается по монастырскому уставу. При этом не забыли добавить, что пища тут не главное… А что главное? Об этом спорили еще в Ветхом завете, и спор этот записан в книге пророка Исайи. Израильтяне спрашивали Бога: «Что ж Ты не видишь, как мы постимся, знать не хочешь, как смиряем свои души?»

А Он развернуто отвечал им: «Вы в день поста творите, что пожелаете, угнетаете работников своих! Поститесь вы для ссор и раздоров, кулаки распускаете от злобы… Вот какой пост Я избрал: разбей оковы неправды, сними ярмо угнетения, измученных отпусти на волю, уничтожь всякое ярмо! Раздели с голодным свой хлеб, нищего странника введи в свой дом, а увидишь нагого — одень его… Когда не останется у тебя тяжкого ярма, надменного пальца и языка злого, когда разделишь свое с голодным, когда насытишь страждущую душу, тогда свет твой засияет во тьме, мрак твой обратится в полдень».

Даже не будем сейчас уточнять, какую роль тут играют пищевые ограничения. Оказывается, дело не в том, чтобы заменить бифштекс на ломтики манго под соусом из авокадо, а в том, чтобы на те же средства накормить двоих: себя и того, кому не хватило. Но даже не это тут главное. Пост в книге пророка Исайи — прежде всего социальное явление. Такой постящийся меньше всего похож на сурового аскета, который удаляется в пустыню, чтобы предаваться молитвенному созерцанию, не замечая ничего в этом суетном мире. Нет,

задача постящегося прежде всего в том, чтобы уничтожить угнетение и прекратить страдание, чтобы менять к лучшему жизнь общества в целом.

Исторически христиане всегда не дотягивают до своих высоких идеалов. Общинное и деятельное покаяние как изменение своей жизни с течением веков заменяется у нас чем-то совершенно келейным и индивидуальным. Каждый берет на себя некую меру поста, отказываясь от определенных видов пищи и развлечений, каждый увеличивает «молитвенную нагрузку»… А что вокруг страдание, угнетение, несправедливость и ложь, так ведь мир во зле лежит, и мы просто не будем этого замечать. Спрячем голову подальше в наш собственный пост.

И когда это уж совсем никак не получается, на свет достается старое доброе изречение «не осуждай». Ты говоришь, это черное? Начальству виднее, а ты не осуждай. Не такое уж оно и черное, скорее серое, и вон там, на бездуховном Западе, оно гораздо, гораздо чернее. А ты себе внимай, не обращай внимания, не в наших силах это изменить, так что даже замечать этого не будем. Главное ведь не осудить… власть имущих.

И если пост из общинного становится индивидуальным, тогда и праведность из личной становится коллективистской. Сам по себе я ничто и никто, но вместе, по слову поэта, — «рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак», безгрешная и незнакомая с сомнениями. Это, правда, о коммунистической партии было сказано, но она ведь тоже у нас теперь образцово православная.

«Помилуй меня, грешного» и «прославь нас, праведных» как-то причудливо сочетаются в одной голове…

А потом вдруг оказывается, что даже та самая единица, которая вздор и ноль, чей голос тоньше писка, она тоже безгрешна в той мере, в которой служит великому Общему Делу. Ради него можно на многое пойти, и все частные, мелкие грехи будут покрыты той великой правотой, которой они якобы служат. «Легенда о великом инквизиторе» — перечитайте на досуге.

И все-таки, все-таки, все-таки… Великий пост — всегда преддверие тепла. И кажется порой, что снегу и грязи уже не будет конца, что живым росткам не пробиться сквозь эту стылую землю и слои городского асфальта. Но сквозь все эти заморочки, все эти попытки самооправдания звучит неумолчный и безответный вопрос: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…» Вопрос к ней, единственной и родимой, а не к партии, конфессии, юрисдикции или нации с их всемирно-исторической правотой.

А потом бывает весна.

Андрей Десницкий,

"ГАЗЕТА.RU", 16 марта 2016 г.

Фото: afon-ru.com

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования