Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Спасло бы греко-католиков от репрессий объединение с православной церковью? Население западной Украины восприняло объединение с РПЦ МП, в целом, нейтрально или положительно


После исторической встречи Папы Римского Франциска I и Патриарха Московского Кирилла, состоявшейся 12 февраля 2016 г. на Кубе,  где обсуждался в том числе и украинский вопрос, папскую резиденцию в Ватикане 5 марта посетили представители УГКЦ (Украинской греко-католической церкви) во главе с ее предстоятелем Святославом (Шевчуком). Эту встречу посвятили  обсуждению нынешней ситуации в Украине и 70-й годовщине Львовского собора 1946 г.

Сложный выбор

В историю Львовский церковный собор, состоявшийся 70 лет назад, вошел в связи с тем, что на нем Брестскую унию 1596 г., в результате которой традиционное православие в Речи Посполитой было переведено на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, признали недействительной, а соответственно  - вне закона оказалась и УГКЦ. Прихожанам этой церкви предложили перейти в Русскую православную церковь, а многих ее духовных лидеров выслали в лагеря - среди них был и предстоятель Иосиф Слепой.  В советское время УГКЦ существовала подпольно, службы проводили в квартирах, а «батюшки» и верующие автоматически превращались в диссидентов.  Лишь в феврале 1990 г. после встречи президента СССР М. Горбачева с Папой Римским Иоанном Павлом II греко-католическая церковь вновь начала обретать официальный статус. Окончательно она возродилась в 1991 г. Сейчас среди ее прихожан - почти 5 млн украинцев. И все чаще как из уст приверженцев этой веры, так – и ее оппонентов, звучит вопрос: могла ли по-другому сложиться судьба этой церкви, если бы ее лидеры согласись с условиями, поставленными тоталитарной властью СССР?  То есть, если бы произошло объединение УГКЦ и РПЦ?

Вопрос по существу не праздный. Дело в том, что УГКЦ сохранила богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Поэтому по внешним признакам она ничем не отличается от православной Церкви. УГКЦ просто считает Ватикан духовным центром – по этой причине она бы просто растворилась в РПЦ, украинские греко-католики стали бы на 100% православными.

Историки утверждают, что идея о воссоединении УГКЦ с РПЦ – не чисто «чекистская» операция, с помощью которой хотели уничтожить небольшую церковь, которую советская власть считала не просто «опиумом для народа», а очагом вражеской агентуры и западного инакомыслия. Важно учитывать, что мысли о целесообразности слияния двух церквей, зрели и внутри самой униатской церкви.  

«В начале апреля 1945 г. власти начали целенаправленную атаку на униатов, - говорит Алексей Добош, священник, профессор Киевской духовной академии. – 8-го апреля в газете «Свободная Украина»  была опубликована статья «С крестом и пистолетом», в которой униатов обвинили в сотрудничестве с оккупантами и с ОУН-УПА. Через три дня - 11 апреля 1945 гг. - были арестованы все епископы ГКЦ. А 28 мая 1945 г. образовалась инициативная группа по воссоединению ГКЦ с РПЦ. В ее состав вошли представители трех униатских епархий Галичины, а руководителем  группы был протоиерей Гавриил Костельник, настоятель Преображенского храма Львова, который уже к этому времени написал много работ, критикующих папство, и серьезно задумывался над присоединением к православию. По благочиниям проводили конференции духовенства, на которых, как правило, зачитывали обращение инициативной группы и доклад по истории унии, а затем униатским священникам предлагали написать прошение о присоединении к РПЦ. А заодно выбирали и делегатов на будущий собор. К концу февраля 1946 уже 986 униатских священников подписали заявления о присоединении к РПЦ, и только 281 - отказались. Сегодня объективность этого процесса оценивают по-разному, в зависимости от полярности убеждений, но очевидно, что нужно принять во внимание такие исторические факторы: во-первых, многие священники были искренны в своем выборе, о чем свидетельствует наличие в Галичине мощных течений русофильства, антилатинима, а также многочисленных случаев перехода в православие еще до начала войны; во-вторых, в условиях нарастающего террора были такие, кто подписывался из страха перед репрессиями; а в-третьих, к тому времени уже около 1 тыс. униатского священников уже были арестованы».

Такова подоплека. А итог в том, что ровно 70 лет назад - 8-10 марта 1946 г.  во Львове прошел собор УГКЦ, в котором приняли участие 216 делегатов-священников, 19 мирян и 4 православных епископа. Они приняли документ  об «…отмене постановления униатского Брестского собора 1596, о ликвидации унии, аннулировании зависимости от Рима и возвращению к православной вере».  Также было принято «Обращение делегатов собора к Патриарху Московскому и Всея Руси о принятии в лоно матери Русской Православной Церкви».

Примечательно, что население западной Украины восприняло воссоединение с Православной Церковью, в целом, нейтрально или положительно.

Цена веры

Вместе с тем документы из ставших доступными  архивов  СБУ свидетельствуют также, что через шесть дней после завершения собора замнаркома госбезопасности УССР П. Дроздецкий, отчитываясь в НКГБ СССР о ликвидации УГКЦ, писал: «Анализируя результат собора, мы считаем, что утвержденные НКГБ планы ликвидации греко-католической церкви путем ее воссоединения с русской православной церковью, в основном, реализованы».  Самое неприятное то, что многие греко-католики роль РПЦ в акции ликвидации их церкви до сих пор считают неоднозначной, поскольку она как бы стала орудием в руках спецслужб. Но разве не всем церквям во времена СССР досталось от спецопераций КГБ? «Наши взаимоотношения с греко-католиками в разные периоды то улучшались, то ухудшались, - говорит Антоний (Паканич), митрополит Украинской православной церкви. - Были в этой истории и особенно тяжелые страницы. В ХХ веке, когда все мы оказались под властью атеистического режима, государство фактически объявило войну всем конфессиям. Православная церковь на территории Украины в 1920-30-е годы оказалась на грани выживания, а после Второй мировой жестоким гонениям подверглись и греко-католики».

В данном контексте стоит вспомнить и важное определение в обращении Священного Синода УПЦ к пастве и украинскому народу по случаю 60-летия возвращения греко-католиков в лоно Православной Церкви: «Украинская Православная Церковь никоим образом не оправдывает тех исторических обстоятельств и средств тоталитарного советского прошлого, при которых проводился Львовский собор 1946, однако она по-прежнему анафематствует сегодня, в Неделю Торжества Православия, беззаконные деяния, которые имели место в Бресте 1596 и провозглашает вечную память защитникам Православия и просит их молитв перед Престолом Божьим об утверждении Православия в нашей многострадальной Родине».

Мнения

Святослав (Шевчук), глава УГКЦ:

«Накануне печальной годовщины Львовского псевдособора Святейший Отец (Папа Римский Франциск I) искренне обратил внимание на верность и героизм не одного поколения греко-католиков. Он подготовил пастырское послание относительно событий в марте 1946 г., и заверил, что никто больше не будет решать экуменические вопросы ценою Восточной Католической Церкви».

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

«УГКЦ, на мой взгляд, достаточно молодая социально и политически активная церковь.  Для нее важно только, чтобы ее священники не были слишком активны в политике, а то можно и «заиграться». Сейчас у УГКЦ появился хороший шанс наладить конструктивное сотрудничество с православными конфессиями Украины. Для этого необходимо найти такие варианты окормления своих верующих, которые не приводили, как сказано в Гаванской декларации, «к нарушению мира с соседями».

Анна Копейкина,

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ", 9 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования