Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Безбожный суд. Почему современные ревнители веры используют советские практики борьбы с инакомыслящими


При коммунистах сажали за фразу «Бог есть», сегодня за фразу «Бога нет» — шутят в соцсетях. Но уже не смешно. Сегодня на полном серьезе подсудимому за атеистическое высказывание грозит до года тюрьмы. А сам этот разворот страны на 180 градусов всего за 30 лет показывает, что суть государства, которое судит граждан то за их личную веру, то за ее отсутствие, осталась неизменной.

В день 85-летия Михаила Горбачева, давшего советским гражданам свободу (в том числе свободу совести и вероисповедения), которую одни не заметили, а другие не оценили, мировой суд в Ставрополе, на малой родине первого и последнего президента СССР, судит человека за отрицание Бога. В стране, являющейся светской по Конституции, да еще и прямо наследующей воинствующе-безбожному атеистическому Советскому Союзу.

В современной России религия, которую в советские времена преследовали и называли «опиумом для народа», стала настоящим форпостом борьбы с любым инакомыслием.

«Духовные скрепы» все чаще вонзаются то в произведения искусства, то в политическую деятельность оппонентов власти, то в личные взгляды людей.

 

В конце прошлого года президент России по просьбе чеченских властей лично внес поправки в закон об экстремизме о том, что запрещено признавать экстремистскими тексты священных писаний Торы, Библии и Корана. При этом «набожный» Рамзан Кадыров безнаказанно публично угрожает оппозиционерам (суды почему-то не считают это ни угрозами безопасности, ни хотя бы оскорблением чувств). Православные активисты вроде Энтео, прикрываясь своей верой, безнаказанно громят выставки и крушат барельефы на памятниках архитектуры. Православные казаки учиняют погром в музее Набокова в Петербурге — тоже безнаказанно.

Закон об оскорблении чувств верующих, ставший прямым следствием дела Pussy Riot, дает следственным органам правовую базу и настоящую дубинку для новой «инквизиции». И заодно помогает с выполнением плана по посадкам.

Скорее всего, дело «безбожника Краснова», как и, например, нашумевшее, но, к счастью, быстро завершившееся полной отменой всех обвинений дело «украинской шпионки» Светланы Давыдовой, — классический «эксцесс исполнителя».

Местные следователи просто уловили этот религиозно-охранительный тренд центральной власти и засучили рукава.

Тем более что для этого им даже из кабинета не пришлось выходить. Человек просто встрял в беседу «ВКонтакте» (искать экстремизм в комментариях в интернете — тоже яркая примета нашего времени). Написал, что Бога нет. Назвал Библию «сборником еврейских сказок» — для атеистов так оно и есть. А также, между прочим, для многих историков, археологов и т.д. А его собеседники, видимо не сумев убедительно провести теологическую дискуссию, пожаловались в полицию.

На этом история по уму и должна была закончиться. Но оказалось, все только начинается.

Местные следователи оперативно возбудили дело по экстремистской статье. Тут же на месяц определили безбожника в психиатрическую больницу:

вполне в духе советских методов борьбы с диссидентами, только тогда так поступали как раз с верующими.

Также вполне в советском духе обратились на работу к матери безбожника: дескать, вы бы уволили ее от греха подальше, неясно, что у нее там на уме, раз сына таким «экстремистом» воспитала. В психушке специалисты признаков экстремизма и помутнения рассудка у атеиста не обнаружили. Тогда дело переквалифицировали в «оскорбление чувств» (не пропадать же работе) и передали в суд.

Даже оправдательный приговор по этому делу (точнее, подтверждение «отсутствия состава преступления», как и должно быть по закону и элементарному здравому смыслу, на что хочется надеяться) не отменяет симптоматичности уголовного преследования в современной России за публичное выражение атеистических взглядов.

Государство принимает изначально абсолютно абсурдный закон об оскорблении религиозных чувств: ведь чувства в принципе не могут быть предметом юридического документа. В праве есть понятие «моральный ущерб», но касается оно клеветы в адрес конкретного человека. А потом этот абсурдный закон начинает не менее активно и абсурдно применяться. При этом официальная пропаганда усиленно пытается представить светскую по Конституции Россию последним оплотом мировой духовности, а весь остальной мир, особенно Запад, — морально безнадежным царством мракобесия и разврата.

На этом фоне любой приговор по делу человека, всего лишь написавшего в соцсетях «Бога нет», как раньше писали на антирелигиозных советских плакатах, украшавших все подходы к храмам, будет знаковым. Станет понятнее, насколько наше государство признает свою же Конституцию. Действительно ли она у нас Основной закон. Живем ли мы по-прежнему в светском государстве, где к тому же гарантирована законом свобода совести и вероисповедания.

Или теперь, заходя в соцсети, стоит тысячу раз подумать, прежде чем вступить в спор со страшно ранимыми верующими. Или, не дай бог, просто процитировать «Мастера и Маргариту».

Вот этот диалог, например:

«Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:
− Вы − атеисты?!
− Да, мы − атеисты, − улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: «Вот прицепился, заграничный гусь!»
− Ох, какая прелесть! − вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора.
− В нашей стране атеизм никого не удивляет, − дипломатически вежливо сказал Берлиоз, − большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.
...
− Но, позвольте вас спросить, − после тревожного раздумья спросил заграничный гость, − как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?
− Увы! − с сожалением ответил Берлиоз, − ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может.
− Браво! − вскричал иностранец, − браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
...
− Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! − совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».

"ГАЗЕТА.РУ", 2 марта 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования