Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ "ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА": Еще об "удобном" христианстве. Прот. Всеволод Чаплин: критический разбор статьи популярного автора журнала "Фома" Александра Ткаченко


Дочитываю старые журналы - в конце прошлого года они у меня копились из-за вала бюрократической работы, которой теперь, слава Богу, нет. Наткнулся на очередную попытку привязать христианство к образу жизни обывателя и к обывательским ценностям. Александр Ткаченко в статье с симптоматичным названием «Христиане второй свежести» пытается оправдать «христианскую любовь к себе» (кстати, и на обложке «Фомы» этот мем забит). Вот несколько цитат: «Что означает — плохой христианин? <…> Ничего из «грехов ксмерти», как их называл апостол Павел, ты не делаешь, следовательно, Царство Божие наследовать способен. Зачем же ты так себя называешь? <…> Современный христианин зачастую даже на уровне понятий не представляет, в чем разница между грехами к смерти, грехами не к смерти, мысленными грехами и страстями. Все это смешано в какую-то жуткую кашу, и в результате человек перестает видеть разницу между, скажем, убийством и привязанностью к вкусной еде, между супружеской изменой и сгоряча сказанным недобрым словом. В результате хороший, добрый человек, живущий по Закону Божьему, ощущает себя нераскаянным грешником, лишенным спасения. И, конечно же, не любит себя, да и за что тут себя можно любить? <…> Пора уже кончать с такой «аскетикой», прекращать быть «плохими христианами» и становиться просто — христианами. Любящими себя и поэтому живущими по заповедям, чтущими своего Бога вмолитвах, как можно чаще причащающимися Его Телу и Крови, ежедневно читающими Его Божественное слово».

Вот так: «маленький» грех, тем более мысленный, не должен мешать чувствовать себя способным войти в Царство Божие. Ну не фанатики же мы, в самом деле! Мы «хорошие, добрые люди». Только возникает вопрос: как это сочетается с вечерними молитвами – может быть, последним способом каждодневного духовного воспитания наших «православных с человеческим лицом»? Вот хотя бы с такими словами: «Милостив ми буди грешному и обнаженному (то есть лишенному) всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития». А с Нагорной проповедью как сочетается? В ней, в словах Христа, читаем: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф, 5, 30); «итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

Христианство ставит настолько высокую планку борьбы даже с мысленным грехом, что человеческими силами ее не преодолеть – нужна помощь Самого Бога. То нравственное совершенство, которого от нас требует Господь, вообще недостижимо только нашими силами. И невместимо в образ жизни «нормального хорошего человека». Вообще христианство – «необычный» образ жизни. Его никак не сочетать с заботой о «завтрашнем дне» и обывательским расчетом. И если ум твой соблазняет тебя житейским спокойствием и налаженным бытом – помни о смертельной опасности, опасности геенны. Не надо привлекать «тусовку» образом православного христианина как «нормального члена общества потребления». Этот образ никого особо не привлечет – из действительно ищущих Истины людей. А вас, друзья, сделает проповедниками чего-то прямо противоположного Евангелию.

Александр предлагает нам мерить себя добрыми делами: «Для меня сейчас христианство— это когда ты делаешь добро, даже когда тебе плохо. Потому что в делании добра рядом с тобой всегда встает Христос». А бывает так, что и Сорос. Или прямо – сатана. Недаром святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад». «Добродетели падшего естества» на самом деле вредны, если не ведут ко Христу и не во Христе совершаются. И дело не только в том, что они тешат гордыню, порождают смертельно опасные для христианина самодовольство и самоуспокоенность. Хуже другое: сами по себе, будучи оторванными от духовной миссии, они дают и творящему добрые дела, и принимающему их, и всем окружающим иллюзию того, что этих дел «достаточно» - веры не надо. Следом за такой иллюзией – вытеснение христианских общин в сферу «социальной работы». А потом – исключение этих общин их из сферы идей и посланий, лишение их права обращаться к совести людей и народов. Итог печален – посмотрите на некоторые западные протестантские общины с их развитой социальной системой и почти уже полным отсутствием жизни духа.

Ну вот, а теперь хватит «цивилизованной дискуссии». Господа «глянцевые православные»! Оставляется вам дом ваш пуст. Если не очнетесь, Господь сможет проявить к вам милость лишь одним способом: выкинуть вас из уютных жилищ, погнать на тропы бегства или на поле брани, умертвить ваших детей (пока не нагрешили, им же во благо!), послать болезни, отнять заплывший обывательщиной разум – чтобы вернуть лишь за пять минут до кончины. И это будет для вас не зло – благо. В перспективе вечности.

Поэтому прошу вас и умоляю: возвращайтесь в Отчий дом, которые не исчезнет никогда. Он – не там, где царствует «маммона», где обустроена и предсказуема земная жизнь. Он – не в пребывающем граде». Он – в странствии от земли на Небо.

Протоиерей Всеволод Чаплин,

БЛОГ "ПРАВОСЛАВИЕ И ПОЛИТИКА", 29 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования