Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ МОНАХА ДИОДОРА (ЛАРИОНОВА): Кураеведение. "Всё-таки Кураев шулер. Шулерство — вообще болезнь миссионеров"


Всё-таки Кураев шулер. Шулерство — вообще болезнь миссионеров. Сначала он пишет: "ни один монастырь не соблюдает всех канонов, установленных еще в первом тысячелетии, в т.ч. и устава богослужения". То есть он свою мысль начинает с обмана. Потому что я знаю такие монастыри, которые соблюдают весь богослужебный и монастырский устав в том виде, в котором его ввели ктиторы ещё в эпоху Византии, и регулярно посещаю эти монастыри.

Таким образом, его первый тезис о том, что никакие каноны и правила нигде не действуют и никем не соблюдаются — чистой воды ложь. Для чего это ему нужно? Посредством этого тезиса он хочет доказать, что кругом одна вкусовщина: кому что понравилось, тот то и выдёргивает, как из некоего мешка, из корпуса сочинений святых отцов. И приводит пример: "вы знаете, что существует канон, принятый еще в 6 веке в Бургундии, согласно которому патриарх Кирилл может быть лишен сана? Звучит он так: епископ да не держит возле своего дома больших собак, чтобы не нарушать законы христианского гостеприимства".

Это следующая подтасовка. Потому что никто не обязан соблюдать все каноны, принятые где-либо и кем-либо. Есть корпус правил, которые действуют в Восточной Церкви, который принят всеми Поместными Церквами, который представляет собой корпус права, имеющий, как и любой исторический авторитетный корпус, длительную историю интерпретаций и разработки прецедентов. Интерпретации содержатся в комментариях авторитетных церковных толкователей (последний по времени, например, преп. Никодим Святогорец), а разработка прецедентов — в постановлениях местных соборов (один из важных прецедентов, например, связанных с толкованием деяний 6 вселенского собора — это так называемые исихастские соборы 14 века). Всё это вместе составляет очень серьёзный и глубоко разработанный корпус: чтобы на него грамотно ссылаться, надо долго и кропотливо учиться.

Но Кураеву это ничего не нужно, поэтому он ограничивается необходимым ему выводом: "Так что, как говорится, был бы человек, а статья найдется". Понятно, что такой подход применим к любому праву, если человек, имеющий полномочия его применять, действует пристрастно и (чаще всего) безграмотно. Однако Кураев видит проблему не в пристрастности и безграмотности нынешних "толкователей" корпуса, а — в самом корпусе. Иными словами, сам становится его безграмотным толкователем.

Упомянутое правило некоего собора в Бургундии (кстати, я даже сомневаюсь, было ли такое), относится к числу тех постановлений, которые носят временный характер и действуют исключительно в рамках определенной местности. Автоматически никогда правила не распространяются на всю Церковь, если у правила нет общезначимого содержания (определяемого соборами высших инстанций) и, соответственно, общецерковной рецепции. Это элементарные основы канонического права.

Я давно заметил: выдать некое рассуждение о богословском предмете (в данном случае, о каноническом праве), накидав в общую кастрюлю всякого рода предрассудков и приправив собственной безграмотностью и пристрастностью, а затем всё тщательно перемешать, — лучший метод церковных шулеров. Церковное шулерство — это манипуляция богословским незнанием. Достаточно в конце всё разбавить "миссионерской" назидательностью, дескать, давайте подумаем о своих проблемах, а не о чужих. Тогда очевидные богословские натяжки и подтасовки скроются за общими благолупыми благопожеланиями.

Проблемы-то есть, это правда. Но они — не в церковном предании и не в корпусе канонического права Восточной Церкви. Проблема — в недоучившихся семинаристах, вышедших на общественное служение. И не важно церковно-иерархическую должность они занимают, служат в храме и читают проповеди или ведут "миссионерскую" деятельность в медийном пространстве.

БЛОГ МОНАХА ДИОДОРА (ЛАРИОНОВА), 27 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования