Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REGIONS.RU": Что изменила встреча в Гаване? Мнения священнослужителей РПЦ МП


12 февраля в аэропорту Гаваны состоялась первая в истории встреча Папы Римского и патриарха Московского.

Предстоятели двух Церквей приняли общую декларацию, где, в частности, говорится:

«С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам», от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации… Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании... Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства». Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога… Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности… Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли.

В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия, … совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа».

В декларации содержится призыв к международному сообществу остановить геноцид и изгнание христиан Ближнего Востока и Северной Африки и вернуть в эти земли мир; 
- подчеркивается недопустимость попыток оправдания преступных деяний религиозными лозунгами, 
- высказывается озабоченность вытеснением христианства из жизни стран бывшего христианского мира, которое ведется под лозунгами секуляризма и «интеграции», 
- высказывается поддержка семьи и выражается сожаление, что с ней уравнивают другие формы сожительства; 
- осуждаются аборты, эвтаназия и биомеханические «репродуктивные технологии»; 
- осуждаются прозелитизм и «униатизм»; 
- содержится призыв ко всем сторонам противостояния на Украине «к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству», выражается надежда, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм.

Встречу, разговоры о которой ходили не менее 20 лет, назвали исторической еще до того, как она состоялась.

«Кажется ли вам, что встреча Папы и патриарха Московского что-либо изменила - в мире, в отношениях восточного и западного христианства или в каких-нибудь других областях? Как вы оцениваете ее итоги?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея

- Думаю, нам известны не все результаты этой встречи. Кроме декларации, которая, как известно, была написана заранее, и ее приняли обе стороны, состоялась еще двухчасовая беседа, посвященная, предполагаю, не только и не столько этому документу - скорее, другим актуальным вопросам. Надеюсь, со временем завеса тайны будет снята, но думаю, именно эта беседа стала поводом для встречи патриарха и понтифика.

Надеюсь также, что на встрече не рассматривался вопрос слияния, искусственного, механического объединения католиков и православных, что неприемлемо для православного сознания (и это было всего несколько дней назад подтверждено на совещании предстоятелей Православных Церквей).

Встреча носила скорее дипломатический характер, нежели религиозный, и главный вопрос, стоявший на повестке дня - возможность повлиять на ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

- О результатах встречи Святейшего патриарха и Папы Римского судить еще рано – слишком мало времени прошло. Да, некоторые православные испытывают в связи с этим опасения. Мы молимся о заповеданном Богом единстве, но католики всегда пытались (и пытаются до сих пор) идти на сближение методом уступок: «Мы вам уступим вот это, а вы нам то». Мы же считаем, что Православная Церковь обладает полнотой Божественной истины, и нам уступать католикам не в чем. Но обеим конфессиям есть над чем работать и к чему прилагать общие усилия в области борьбы с экстремизмом и прочими проявлениями греха в мире.

Ну а предположения о соединении, конечно, далеки от реализации - Католическая Церковь не считает, что она что-то делала или делает неправильно, и во всех официальных церковных документах именует себя единственной хранительницей Божественной истины, указывая, что православные отступили от истины Христовой. Так что как дальше будут развиваться события, сказать трудно. Пока рано что-то говорить, делать какие-то прогнозы. Время покажет, насколько продуктивна была эта встреча, что изменила она во взаимоотношениях и между Церквами, и между народами.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

- Надеюсь, в отношениях именно восточного и западного христианства встреча ничего не изменила, а вот от нахождения общего в мирских делах будет определенная польза.

Ведь надо понимать, что ни католицизм не может измениться, ни, слава Богу, мы не готовы, не хотим, и не должны ничего менять именно в плане своей ортодоксии. Поэтому тут речь не о сближении наших духовных позиций – их сблизить невозможно. Для этого надо, чтобы католики отказались от догматов о примате Папы Римского, от учения об индульгенциях и от многого другого, - пересмотреть практически все за всю последнюю тысячу лет, когда они разрабатывали собственную догматику и религиозную философию, отразившуюся на их идеологии, культуре, образе жизни. А нам надо держаться того, что было передано от Святых Отцов, мы никуда не должны сдвигаться.

Но для внешней политики такая встреча - совершенно нормальный шаг. Например, на Всемирном Русском Народном Соборе присутствуют представители всех наших традиционных конфессий: в этом смысле мы можем общаться со всеми, и с католиками тоже. Так что встреча продуктивна в плане выработки общих позиций.

Единственное, чего следует опасаться, это расширения прозелитизма со стороны католиков на территории России. Думаю, католики очень постараются воспользоваться прошедшей встречей, чтобы показать: мол, вот у нас же одна вера, наше руководство договаривается, так что мы теперь шире будем развивать свою деятельность. И под этим соусом прозелитизм может усилиться. Нам надо быть настороже и понимать, что мы можем допустить совместные действия на территории Ближнего Востока, где действительно ситуация для христианства опасная, но это не означает, что католический прозелитизм на территории России как-то приемлем и допустим. Нам в этом отношении надо быть твердыми в отстаивании своей веры, понимать, что Богу нужна только православная Россия.

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва»

- Вне всякого сомнения, это встреча историческая – на протяжении очень долгого времени, целого тысячелетия, подобной ей не происходило. И, конечно, к этому событию было приковано внимание и в России, и за рубежом.

Изменится что-либо в отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической?- надеюсь, да, и надеюсь, к лучшему. Один из примеров: в Декларации, подписанной по результатам встречи, говорится, что обе стороны считают вредным путь униатизма, подразумевающего подчинение православных общин Папе Римскому – это огромный шаг по признанию требований Православной Церкви. Если декларация будет иметь практические последствия (что, к сожалению не очевидно), униатизм будет сильно ослаблен. Появится больше возможностей для уврачевания нанесенных им ран, и это, конечно станет огромным достижением прошедшей встречи.

Можно по пунктам разбирать положения подписанной декларации, там много интересного, - но все же главным поводом для встречи были усиливающиеся гонения христиан на Ближнем Востоке и в других странах. Это очень весомая причина объединить усилия (причем не только православным и католикам, но и всем остальным) и попытаться остановить смертоубийство. Необходимо добиваться, чтобы кровопролитие прекратилось. Если ситуация хоть немного изменится в лучшую сторону, это уже будет хорошим результатом.

Ну а что касается остальных итогов встречи, о них, думаю, говорить пока рано. Высказывают разные предположения. Поживем - увидим.

Протоиерей Александр Пелин, настоятель собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге

- Конечно, сразу ничего не изменится - слишком разные у нас подходы: восточные традиции, связанные с Византией, и западные, связанные с Римом. Эти разногласия и разночтения формировались веками, разрешить их быстро не получится. Да это и не нужно, потому что люди западного мира живут совершенно иначе.

И еще мы видим поведение самого Папы: он приехал из более традиционной Латинской Америки в очень осовремененную, либеральную, свободную Европу, где под сомнением находится традиционная семья, под угрозой традиционное воспитание детей. Конечно, он ищет сторонников и союзников, которые могли бы помочь ему в отстаивании прав христиан жить по Евангелию. И в этом смысле его взор в сторону РПЦ мне кажется не фальшивым и не ложным.

И тематика встречи была связана с сохранением ценностей в связи с кризисом, когда христиане стали гонимы, их уничтожают во многих странах, особенно на Ближнем Востоке в братоубийственных войнах, подогреваемых различными внешними силами. Гибнут сотни и тысячи христиан, многие в изгнании. И если голос ведущих духовных лидеров способен сохранить хотя бы одну человеческую жизнь, эта встреча уже достигла своей цели. Вспомним Достоевского: «Одна слезинка ребенка не стоит красоты всего мира». Исходя из этой позиции, встреча духовных лидеров как раз напоминает миру, что не только богатство, поиск наживы, удовлетворение своих прихотей, похотей и желаний основа нашего человеческого существования, это скорее нас разделяет. А объединяет поиск взаимной любви, гармонии, понимания, коммуникации в широком смысле этого слова.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

- Мне кажется, встреча, прежде всего, ставила целью изменения общественно-политического характера. Заявления нравственного и догматического характера были второстепенны и имели скорее общий характер, потому что в любом случае по догматическим вопросам всерьез высказываться можно только соборно: иными словами, патриарха на то должен был бы уполномочить Собор - поместный или архиерейский.

А так встречу приходится рассматривать как имеющую общественное значение. На результат посмотрим позже. Во всяком случае, политологи расценивают ее положительно и даже говорят, что она сможет повлиять на события на Украине.

Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска

- Если бы подобные заявления Святейший патриарх и Папа Римский сделали отдельно друг от друга – один в Москве, другой в Ватикане, - прислушался бы мир к тому, о чем говорят религиозные лидеры? А к этой встрече было приковано внимание СМИ, пожалуй, всех стран мира. Два влиятельных лидера сделали совместное заявление, в котором призвали перестать совершать беззакония – аборты, однополые «браки», прекратить войну на Украине и на Ближнем Востоке, осудили «прозелитизм» и «униатизм». Скажи об этом каждый из них по отдельности, мало кто прислушался бы. А напомнить лишний раз о традиционных ценностях никогда не помешает, уже за одну такую возможность нужно благодарить Бога.

Эта встреча останется в истории как попытка сделать шаг навстречу друг другу. Папе Римскому, наверное, было сложно осудить прозелитизм, которым «промышляли» греко-католические организации - в том числе на Украине. В начале 90-х вообще был объявлен чуть ли не новый Крестовый поход, а Россию называли духовной пустыней. Но несмотря на коммунистический "каток", Церковь в России жила, и в 90-е начала бурно развиваться. Получается, сегодня Папа Римский официально и публично признал – то, что было сделано его предшественником, неправильно и не способствовало установлению межконфессионального мира.

Все прекрасно понимают: вряд ли накопившиеся за тысячу лет догматические, богословские разногласия легко разрешатся – думаю, это не под силу даже Папе с его вероучительным «статусом» непогрешимого. Скорее, встреча имела общественно-политическое значение. Религиозные лидеры призвали остановить геноцид христиан. Фото и видео, на которых террористы ДАИШ отрезают христианам головы, преимущественно появляются в социальных сетях и в российских СМИ, но не в зарубежных. А мы все должны говорить об этом как можно чаще. Ни у РПЦ, ни у Римско-Католической Церкви нет своих армий, чтобы вступиться за христиан. Пусть, наконец, мир хоть немного задумается об этом.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

- Это очень важная встреча. По средствам массовой информации видно, что она вызвала очень большой интерес и у церковных людей, и у тех, кто смотрит на Церковь прежде всего как на общественный институт.

Некоторые православные публицисты, правда, объявили, что она вообще не имеет никакого значения. Я считаю, это не так. Она важна сама по себе – это первая встреча представителей двух автокефальных Церквей, если не считать встречу во время Флорентийской унии митрополита Киевского и Всея Руси Исидора и Папы Евгения IV в 1439 году – а тогда Русская Православная Церковь была просто частью Константинопольской Церкви. Поэтому несомненно, что эта встреча - историческая.

Формулировки по ее итогам очень аккуратны – на мой взгляд, нет таких, которые могли бы как-то ущемить интересы православных, да и католиков тоже. В декларации говорится об очевидных истинах. У некоторых вызывает смущение желание преодолеть раскол, что, на мой взгляд, очень странно – каждый православный на каждой Мирной ектении слышит, как мы молимся о соединении Святых Божиих Церквей, то есть о преодолении разделения. Церковь об этом молится уже тысячу лет, - просто, может быть, некоторые привыкли механически воспринимать слова молитвы, не вдумываясь в их смысл? Но это обычное наше прошение, которое должно идти от всего сердца. Святейший патриарх и Папа Римский выразили молитву, которая традиционно возносится в нашей Церкви.

Очевидно, что это разделение - непростой вопрос. Некоторые православные даже самоё попытку его преодоления воспринимают очень болезненно. Понятно, почему: за прошедшие столетия было множество догматических споров, и даже войны. Преимущественно это было продиктовано желанием Католической Церкви расширить сферу влияния на Восток.

Так что опасения вполне понятны, но мы все же должны помнить: Господь призывает нас к единству. Люди, которые его не желают, или плохо понимают христианство, или считают, что католики вообще не христиане. Но эта позиция некоторых наших православных людей все-таки не свойственна исторической Церкви, которая всегда четко определяла, в чем есть различия. Церковные каноны устанавливают, что одни части Церкви уже омертвели, отсекаются, другие больны и их нужно духовно излечить. Понятно, что это может сделать только сам Господь. Именно Духом Святым совершается это излечение, не нашими слабыми силами, но по Божьей милости, Божьей благодати.

Думаю, начало этому положено, но очевидно: только Бог ведает, к чему приведет эта встреча – к преодолению ли раскола или к какой-то форме его консервации. Но даже если мы просто говорим о взаимодействии двух конфессий для решения каких-то актуальных задач, например, защиты наших единоверцев - христиан на Востоке, - уже одно это большое дело. А начало ему положили Святейший патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск.

Иерей Иван Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

- Встреча была знаковой и исторической уже в силу того, что она первая. Как я и ожидал, она показала нам гибкость сегодняшних предстоятелей, что само по себе хорошо, ведь к этому в силу разных причин не были готовы их предшественники. На встрече ни о чем принципиальном не договорились, но этого и не ожидалось. Они заявили о своем единстве в противостоянии наступлению на христианство на Ближнем Востоке, в этом тоже нет ничего удивительного.

Церковь играет в политике большую роль – это факт, который еще раз подтвердился. Какое продолжение будет иметь эта встреча - увидим. Не думаю, что Московская Патриархия возьмет курс на сближение с Ватиканом. Скорее, будет откат, потому что у нас в России громко слышны голоса консерваторов. Их эта встреча очень взбудоражила. А католики и Папа Римский, на мой взгляд, всегда были гибкими, никогда не упускали возможность заявить, что Православная Церковь для них братская. Ведь они проповедуют, что если православный человек поминает Папу Римского, то он уже считается католиком. Они проще относятся к этим вопросам. Для них эта встреча абсолютно ничего не значит, кроме того, что они заманили патриарха и показали в очередной раз свою гибкость. То есть у нас страхов было больше, поскольку у них не было консервативной оппозиции этой встречи.

Иеромонах Макарий (Маркиш), преподаватель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии

- Общая декларация Папы и патриарха дает нам довольно хорошую перспективу, вместе со всеми нормальными людьми я соглашаюсь с положительной оценкой и итогами этой встречи. А что разного рода безумцы, клеветники и провокаторы пытаются возмутить спокойствие христиан и распространить клевету на Церковь и патриарха, находя тут тайные заговоры, - это все неудивительно. Всегда так было, лжецы всегда существовали.

Но не надо придавать этому событию значения больше, чем оно реально имеет. К нас существует документ, принятый в 2000 году Архиерейским собором: «Основные принципы отношения РПЦ к инославию». В нем изложены позиции, заявленные в обращении Папы и патриарха. Вкратце наша позиция такова: мы видим расхождения между разными христианскими деноминациями, мы не пытаемся торговать ими, но добиваемся, чтобы они не мешали нам вести совместную борьбу против зла, которое мешает людям жить в мире.

Очень хорошо, что эти слова прозвучали на международном уровне. Но принципиально нового тут нет и быть не может, а есть общая работа на общее благо.

Анастасия Митрофанова, доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии, государственно-религиозных отношений и социологии религии Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

- Сейчас еще рано говорить, изменила ли что-либо эта встреча – ее последствия пока не проявились. К тому же православное христианство объединяет много поместных Церквей, у которых разные отношения с римо-католиками. Это зависит от исторического периода, от конкретной ситуации в той или иной стране. Поэтому говорить о результатах встречи для православных всего мира я бы пока не стала.

Тем не менее, эта встреча очень важна: вероятно, будут предприняты совместные усилия по защите христиан Ближнего Востока, где сейчас христианское население просто уничтожают, в том числе физически, либо изгоняют. Например, мало что осталось от христианской общины в Ираке, которая была очень многочисленной. Этот процесс, конечно, начался не вчера, но в последнее время усугубился в связи с формированием ДАИШ. В совместной декларации, подписанной Святейшим Патриархом Кириллом и папой Франциском, говорится о защите христиан Ближнего Востока – хочется надеяться, что эти заявления выльются в какую-то практическую деятельность.

Что касается осуждения «униатизма», тут пока не все понятно – католиков восточного обряда, которых у нас называют униатами, в мире очень много. Если даже Католическая Церковь признает, что это был неправильный путь, они никуда не исчезнут. Но возможно, это приведет к сглаживанию конфликтов на Украине, предотвращению возможного насилия со стороны радикальных униатов по отношению к православным. Во всяком случае, хотелось бы верить. Но пока есть только заявление, и непонятно, как оно будет реализовано на практике.

"REGIONS.RU", 16 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования