Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"7 ДНЕЙ": Папа и патриарх: они не встретятся никогда. Виталий Портников: "Эти двое – с разных планет. И оба – заблуждаются"


Встречу папы Франциска с московским патриархом Кириллом не без основания причислили к историческим событиям – просто потому, что это первая такая встреча. В российских СМИ, правда, писали о том, что это «первая встреча за тысячелетие», но тут уж явно перегнули палку. Московские патриархи появились в 1589 года – и просуществовали чуть больше столетия, уступив место духовной коллегии и священному синоду. С петровских времен папам просто не с кем было встречаться в России – если, конечно, не считать какого-нибудь очередного обер-прокурора с амбициями.  Так что – если уж быть честными до конца – нынешнее патриаршество существует даже не с 1917 года, когда его прервала безвременная смерть первого послереволюционного патриарха Тихона, а с 1943 года, когда патриархов в России разрешил нуждавшийся тогда в церковной поддержке Сталин. Но факта многолетнего существования РПЦ, являющейся сегодня формально самой многочисленной из православных церквей, эти подробности не отменяют. С начала ватиканского экуменизма – когда в 1964 году  папа Павел VI встретился с константинопольским патриархом Афинагором в Иерусалиме – встреча с московским патриархом была одной из важных задач Ватикана. Можно сказать, что над осуществлением этой задачи работали десятилетиями не только ватиканские, но и московские отцы церкви – при очевидном сопротивлении таким возможностям. Смерть учителя патриарха Кирилла, митрополита Никодима, прямо в Ватикане в присутствии новоизбранного папы Иоанна Павла I стала символом тщетности этих усилий в советскую эпоху. А в постсоветскую новым барьером между Ватиканом и РПЦ стало возрождение Украинской греко-католической церкви, уничтоженной по решению Сталина после второй мировой войны. В Московской патриархии отнюдь не были обрадованы восстановлению исторической справедливости и необходимости отдавать греко-католикам храмы, никогда не имевшие никакого отношения к РПЦ. К тому же первый постсоветский патриарх Алексий II прекрасно знал, с какой настороженностью относятся церковные круги к контактам с Ватиканом – так что поддержание связи было поручено все тому же Кириллу, которого церковные реакционеры, вслед за Никодимом, и так считали «тайным католиком», так что терять ему было нечего.

На вопрос, зачем Ватикану так нужна эта встреча, ответить не так уж и сложно. Для католической церкви происшедший раскол – самое настоящее бедствие и то, что за прошедшие после раскола века католичество стало ведущей христианской конфессией, в разы превосходящей православие, дела не меняет. И то, что с католической точки зрения раскольники – именно православные – тоже объяснять не нужно. В религиозные века преодоление раскола рассматривалось в качестве расширения влияния католической церкви на те территории, куда она могла дотянуться политически – либо путем прямого перехода «схизматиков» в католицизм, либо путем установления унии, особо ненавидомой православным духовенством (кстати, именно согласие митрополита Киевского с унией и привело к появлению отдельной Московской митрополии, так что можно сказать, что Русская церковь – и Россия политически – благодаря унии и появилась, а иначе мы имели бы дело с очень большой Украиной). Во времена экуменизма в качестве инструмента преодоления раскола стало рассматриваться – по крайней мере, на переходном этапе – «братское общение». Именно поэтому, обняв патриарха, папа воскликнул «наконец-то!».

Перед тем как объяснить, зачем эта встреча была нужна патриарху, нужно сказать еще несколько слов о современном Ватикане – Ватикане папы Франциска. При всей всемирности католицизма, Ватикан сегодня со всех ног убегает от политики – именно поэтому, а не вследствие какой-то особой уступчивости папы, пункт о «противостоянии на Украине» выглядел столь невыразительно и вызвал в самой этой стране очевидное непонимание. Для папы главное – осудить войны и конфликты, проявить милосердие к сирым и убогим, показать, что церковь из государства прошлого превратилась в «машину милосердия».

Но у Кирилла – как верного никодимианца – перед глазами совершенно другой Ватикан, Ватикан, которого давно уже нет, Ватикан с папой-политиком во главе. Кирилл строит в РПЦ именно такой Ватикан, к тому же встроенный в политическое безумие российской власти. Католические священники, спасающие христиан своих – и православных – в Сирии, выводящие их из-под обстрелов и бомбежек – и московские попы, кропящие святой водой подводные лодки и танки – два разных образа церкви нашего времени. Демонстрирующий скромность папа и Кирилл с его кортежами, золотыми часами и демонстративным богатством – два разных образа предстоятеля. Но сам Кирилл совершенно убежден, что он построил православный Ватикан – и для подтверждения успеха этого строительства ему совершенно необходима была встреча с Франциском. Потому что в сознании Кирилла эта встреча является встречей на равных. А в сознании Франциска встреча в Гаванском аэропорту – приход еще одного блудного сына к признанному главе католического мира. «Наконец-то».

Непонимание того, как по-разному выглядит эта встреча в сознании обоих иерархов – папы и патриарха – и порождает совершенно удивительные, далекие от реальности церковного мира интерпретации итогов этого краткого свидания – от «самой важной встречи за прошедшее тысячелетие» до «успеха ФСБ», заманившего папу в свои сети с помощью агента Гундяева. И та, и другая версия просто не имеет ничего общего с происходящем на самом деле. Для папы, по большому счету, важен не документ, который он подписал вместе с Кириллом, а именно блудный сын, оказавшийся в объятиях наследника святого Петра спустя столетия блуждания во мраке схизмы – и именно с этих объятий начинается его – а значит и его паствы – возвращение в родной дом подлинной церкви. Кирилл уж точно не воспринимает папу как раскольника, который куда-то там возвращается – а воспринимает как крупного церковного политика, объятия с которым повышают статус самого Кирилла, напоминают о его роли первосвященника «третьего Рима» – и не беда, что в первом Риме ничего об этих амбициях не знают и знать не хотят, зато будут знать в Кремле. И потому Кириллу как раз важно, что они там подписали и он обязательно будет объяснять каждый свой победный путь соответствующим товарищам из президентской администрации.

Эти двое – с разных планет. И оба – заблуждаются. Кирилл – никакой не блудный сын, никуда он не возвращается, а если бы и возвращался – то в такой Ватикан, о котором Франциск хочет поскорее забыть как о страшном сне. И паства Кирилла тоже никуда не возвращается просто потому, что у него нет никакой паствы, большая часть его условных верующих – советские язычники, ставящие свечки просто потому, что теперь такая мода, воцерквленные – скорее поборники обрядов, чем подлинной, духовной веры. Кирилл не собирается никуда возвращаться и не с кем ему возвращаться.

Но и Франциск – никакой не крупный церковный политик, он даже в еще меньшей мере политик, чем его предшественники папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI. Папа – во всяком случае, с точки зрения создаваемого им образа – прежде всего скромный пастырь, пытающийся превратить собор святого Петра в скромную деревенскую церковь, в которой на сочувствие может рассчитывать любой, а не только князь и толстосум. Именно как пастырь, как добрый пастырь, готовый обнять заблудшего, он и встречался с московским патриархом.

Эти двое – не то что из разных конфессий. Они – с разных планет. Возможно, в современном мире было бы трудно организовать встречу столь цивилизационно несхожих людей, даром что на каждом – крест. Франциск и Кирилл разминулись не в конфессиях, не в представлениях о религии и не в догматах. Они разминулись во времени. А это означает, что сколько бы они еще ни встречались – они не встретятся никогда.

Виталий Портников,

"7 ДНЕЙ", 19 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования